Есть ли место компромиссу?В причинах конфликта сахалинских рыбаков с территориальным управлением Росрыболовства накануне в Москве попытались разобраться в рамках пресс-конференции представители рыбного бизнеса и руководства отрасли. |
В середине сентября Сахалино-Курильское территориальное управление Росрыболовства, спустя три лососевых путины, инициировало судебную процедуру расторжения договоров на рыбопромысловые участки, оформленных должностными лицами ФАР. И без того напряженные отношения сахалинских рыбаков и федеральных чиновников вылились в митинг протеста и обращения к руководству страны в поисках справедливости.
«Суть вопроса даже не столько в проблеме с РПУ, сколько в нашем недоверии к руководству отрасли, – прокомментировал позицию рыбаков области президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Александр Попов. – В своем обращении к президенту РФ, подписанному 1 октября на митинге, мы изложили несколько наших претензий Росрыболовству. Основные из них – это коррупция, порочная кадровая политика, передел права доступа к ресурсам, некомпетентность чиновников, дискредитация нашей репутации и в целом нарушение этических норм руководством отрасли».
«Нас открыто обвинили в «сером бизнесе», но до сих пор от Росрыболовства мы не услышали четкого ответа, в чем причина подачи этих исков. Если это ошибка самого ведомства, значит ФАР должно понести какое-то наказание, – продолжил мысль председатель правления Ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» Сергей Сенько. – Мы уверены, что переделом РПУ дело не закончится, в арсенале федерального агентства имеются и другие рычаги. Есть сведения о том, что подобное, возможно, произойдет и с долями 10-летних квот. Неизвестно, чего нам ждать и от подготовленного ФАР проекта федерального закона о браконьерстве, который мы так и не видели. Иными словами, готовится передел, и виноватыми в итоге опять останутся рыбаки».
Разделяя позицию своих коллег, председатель Ассоциации лососевых рыбоводных заводов Сахалинской области Анатолий Мургин в свою очередь постарался на конкретных примерах разъяснить общественности отношение самих рыбаков к своей работе и в целом к ресурсам региона: «Рыбацкая индустрия Сахалина имеет многолетнюю историю формирования, сегодня тысячи сахалинцев заняты в этой сфере. Большое внимание уделяется воспроизводству ВБР: предприятия малого и среднего бизнеса Сахалина и Курил за последние годы построили 19 частных рыбоводных заводов, инвестировав в эти проекты более 2 млрд. рублей собственных средств. Однако при всем этом мы не только не получаем поддержки от государства, но не имеем права даже охранять свои же ресурсы, поэтому проблема браконьерства действительно стоит в регионе очень остро. Но мы делаем все возможное, инициируя возрождение института общественных инспекторов, привлекая молодежь к охране ресурсов.
Так что мы за то, чтобы все работали в рамках закона, но, к сожалению, для этого просто нет нормальной правовой базы. Мы не имеем внятных долгосрочных правил игры от государства, а вследствие отсутствия стабильности не может идти речи ни о каких инвестициях».
«Недовольство действительно есть, и оно понятно – никому не хочется иметь даже возможность потери своей собственности, – согласился с представителями Сахалина заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов. – Я мог бы ответить по каждой из высказанных сегодня претензий, но, как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает. Стоит вспомнить, что еще несколько лет назад нам приходилось работать по советским правилам и законам в условиях современного мира. Между тем рыболовная отрасль, наверно, единственная, которая является почти полностью коммерческой, государственного участия в ней минимум. Так давайте, чтобы и это минимальное участие все-таки было эффективным, будем стараться взаимодействовать на конструктивной основе и уйдем от одних лишь обвинений», – призвал он участников дискуссии.
Чиновник напомнил, что в результате работы Росрыболовства над проблемой РПУ решение отозвать большинство исков (215) было принято и выполнено СКТУ. В производстве остались 19 исков по договорам, заключение которых было проведено с серьезными нарушениями (были изменены границы участков). Руководителю Сахалино-Курильского теруправления даны поручения взаимодействовать с администрацией области, а также проводить разъяснительную работу с рыбаками, в том числе, пояснить причину неотзыва оставшихся исков.
«Но справедливо был подмечен накануне на совещании в Совете Федерации тот факт, что участки распределены на 20 лет, и все это время вы будете находиться в подвешенном состоянии, поскольку договоры были заключены с определенными нарушениями. Иными словами, существуют правовые основания для расторжения этих договоров, и кто угодно может подать в суд. Об этом говорилось еще в 2009 г. во время подведения итогов путины. Тогда сахалинским рыбопромышленникам было предложено совместно с администрацией и теруправлением проработать эту проблему, просчитать варианты решения: возможность создать рабочую группу по данному вопросу возникла еще в прошлом году. Присоединиться к этой работе мы призываем и сейчас. Думаю, что решения найти можно, и снимать руководство отрасли для этого совсем необязательно», – уверен Василий Соколов.
Однако представители сахалинских рыбаков не видят выхода из сложившейся ситуации в исправлении одной проблемы: «Дело не в количестве исков, а в прецедентных последствиях. Достаточно расторгнуть хотя бы один договор, и по аналогии будут расторгнуты все существующие, потому что границы изменялись повсеместно по инициативе СКТУ. Поэтому мы и дальше готовы отстаивать свою позицию: вопрос настолько серьезный и глобальный, что рыбаки Сахалина пойдут куда угодно и будут делать что угодно, чтобы добиться своего», – резюмировал Александр Попов.