Колбаса – это все-таки колбаса!Федеральная служба финансово-бюджетного надзора поставила точку в многолетнем конфликте. |
Статья «Без вины виноватые, или Что такое колбаса?» («РК» № 26 от 23 июня 2010 г.) вызвала заметный резонанс в регионе. Рыбопромышленники звонили в редакцию, связывались с ООО «Каммаг», которое и было инициатором той публикации, обсуждали общую проблему: оказывается, с ней столкнулись десятки рыбных предприятий в крае и, вероятно, сотни по всей стране.
Отреагировало и территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Камчатскому краю. Газета опубликовала ответ на статью, где и. о. руководителя теруправления сообщала, что сотрудники действовали строго в рамках закона, инструкций своего ведомства и Центробанка РФ.
И вот недавно в Москве в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора завершились разбирательства по жалобам ООО «Каммаг» на постановления территориального органа по Камчатскому краю о назначении административного наказания.
Товар или услуга?
Суть конфликта заключается в том, что у руководства ООО «Каммаг» и проверяющей организации оказались диаметрально противоположные представления о двух понятиях: товар и услуга. Если коротко, то при оформлении для банка документов по работе с зарубежными партнерами операции по предоставлению услуг имеют один индекс, а по приобретению товаров – другой. Примечательно, что и в том, и в другом случае налогообложение абсолютно одинаково – то есть, даже перепутай бухгалтер индексы, государству финансовый ущерб не грозит. Хотя, как говорят работники бухгалтерий рыбопромышленных компаний, они понимают: эти данные, скорее всего, важны для статистики. И, кстати, стараются не причинять в этом плане проблем государству.
Каммаг, работая с зарубежными партнерами по соглашениям об агентировании судов, плату по портовым услугам (лоцманская проводка, причал, береговое энерго- и водоснабжение и пр.) оформляли в паспорте сделки, естественно, как услугу. А провизию, запчасти и т. д. – как товары, приобретенные за пределами Российской Федерации и неввозимые на отечественную таможенную территорию. Вот это и стало камнем преткновения между территориальным органом финансово-валютного надзора и несколькими рыбопромышленными компаниями Камчатки, в том числе ООО «Каммаг». И ситуация, казалось бы, выстраивалась явно не в пользу рыбаков: все судебные процессы, которые за последние несколько лет прошли в Петропавловске, заканчивались в пользу чиновников.
Альтернатива
Юрист ООО «Каммаг» Сергей Михайлович Стрельников решил применить другую тактику. Он не стал по каждому постановлению о нарушениях финансово-валютного законодательства (таковых же в результате проверки, которую террорган проводил в компании весной этого года, оказалось почти 60), а обратился с жалобой в вышестоящую инстанцию – Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.
Надо отметить, что там отнеслись к заявлению камчатцев внимательно и скрупулезно.
Так, было отмечено, что ООО «Каммаг» и японская фирма «Йокогама Трейдинг Корп., ЛТД» «заключили агентское соглашение на выполнение для судов камчатской фирмы, находящихся на промысле или эксплуатирующихся в ином режиме, стоящих в ремонте, отстое и т.д., весь комплекс агентских услуг, связанных с ремонтом судов за рубежом, их подготовкой к промыслу, обеспечения снабжения промысловым оборудованием, снабжением тарными и иными упаковочными материалами, продовольствием и прочим». В решении подчеркивается, что предметом соглашения является оказание японской компанией российской фирме как агентских услуг (ремонт, подготовка к промыслу), так и предоставление товаров различного назначения – топливо, продукты, тарные материалы, промвооружение и пр.
В решении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора сказано: «Пунктом 26 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” установлено, что товар – это являющееся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество».
В этом же решении – как обобщение подробного изложения всех обстоятельств дела и фигурирующих в нем документов – делается вывод о том, что фактически в рамках агентского соглашения японская фирма предоставляет услуги по доставке всего необходимого российскому судну – то есть обеспечивает доставку.
Сами же предметы потребления (топливо, продуты и т.д.) являются товарами, которые приобретаются в рамках иных договоров, а контрагентирующей фирмой лишь поставляются на судно клиента.
Оказывается, в законодательстве вполне внятно прописано, что товар, примитивно говоря, – это то, что можно взять в руки, а услуга – действие.
Удивляет тут одно. Для таможенной службы, к примеру, в этом вопросе сложностей не возникало. Например, если судно с закрытой границей по необходимости зайдет в порт, то колбасу на камбузе, поставленную зарубежным агентом, таможня заставит задекларировать – как товар. В то время как услуги, оказанные иностранными партнерами, в декларацию, конечно же, не вносятся.
«Хлыст» отменяется
ООО «Каммаг» – возможно, единственная рыбопромышленная компания, которой удалось доказать свою правоту и избежать финансового наказания – не такого, кстати, и незначительного, как могло бы показаться на первый взгляд. Так, руководитель наказывается штрафом в 4 тысячи рублей, а предприятие – в 40 тысяч. Но если учесть, что протокол о нарушении составляется по каждому соглашению, а их могут быть десятки, то «рублевый хлыст» обычно весьма чувствителен.
Однако главное в том, что теперь ни в Камчатском крае, ни в другом регионе России органы финансово-бюджетного надзора не смогут выставить таких претензий, как Каммагу и другим рыбопромышленным предприятиям.
Главное управление ЦБ России по Камчатскому краю после публикации «РК» направило запрос в Центральный банк Российской Федерации. Ответ, который пришел на Камчатку из департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центробанка, совершенно однозначен и исключает какие бы то ни было разночтения. ООО «Каммаг» в своей внешнеэкономической деятельности не нарушил ни российского законодательства, ни инструкций Банка России.
Такую же правовую оценку имеют и все аналогичные конфликты других рыбопромышленных компаний.
Но все-таки грустно
Все хорошо, что хорошо кончается. Так у нас принято говорить. И это, в общем-то, правильно. Но вот возникает закономерный вопрос: а почему нам приходится воевать с ветряными мельницами? Почему приходится доказывать, что мы не верблюды?
Ведь многие компании, оказавшись в ситуации Каммага, но не сумев доказать свою правоту, законопослушно понесли все назначенные, но не заработанные, т.е. незаконные штрафные санкции, а затем приняли простое решение: пусть колбаса будет услугой и проходит в отчетах для банка-резидента именно в таком качестве.
Разумеется, это самый простой и при этом надежный способ оградить себя впредь от новых неприятностей.
Вот только от всех ли?
А какие завтра трактовки могут появится в творческих головах государственных чиновников? Где они готовы усмотреть страшные нарушения, подрывающие финансовое благополучие родной страны?
Нельзя отрицать, что в наших законах и подзаконных актах слишком много разночтений, размытых, а то и противоречащих друг другу формулировок. Тут чиновникам можно бы и посочувствовать. Если бы не одно «но». Почему бы им не относиться к предпринимателям и промышленникам как к согражданам, соотечественникам, которые живут в России и трудятся на ее благо, а не заранее видеть в каждом из них мошенника и махинатора? Тогда, возможно, и не искали бы они «криминала» там, где его нет.
Более того, очень хочется спросить: а почему настоящий криминал не ищут там, где он действительно есть? Например, даже простым гражданам вполне доступны сведения таможенной службы по экспорту рыбопродукции. Неужели у сотрудников финансово-бюджетного надзора не возникает недоумения, почему, скажем, нерку первого сорта одни предприятия продают по 5 и более долларов за 1 килограмм, а другие – по 3, 2 и даже полтора доллара? Впрочем, не уверена, что тут «вахта» этой службы. Хотя, похоже, в этом вопросе «вахты» вообще не предусмотрены…
И от этого становится совсем грустно. Государственная машина планомерно крутится, тысячи, десятки тысяч чиновников кропотливо работают с бумагами, выявляют, наказывают, привлекают.
А если бы их энергию да, как говорят в народе, в мирных целях?
От редакции:
К сказанному нашей коллегой мы бы добавили еще вот что. За неправильно толкуемые законы, инструкции и постановления, неправомерные действия и упорное отстаивание незаконно принятых решений о штрафных санкциях их авторы должны и обязаны нести наказание. Желательно, финансовое в виде вычитаемых из зарплаты сумм.
Думается, ничто так не впечатлит чиновника, как наложенный на него самого денежный штраф. Он будет мощным стимулом для вдумчивой, кропотливой и тщательной работы со спускаемыми «сверху» документами, регламентирующими тот или иной вид деятельности. Пока что можно только поздравить Каммаг: молодцы, защитили себя и коллег. Вот только незаконно выплаченных штрафов жаль – их у государства уже не получишь обратно.