УТРФ – этапы большого пути19 января бывшему лидеру рыбной промышленности Камчатки исполнилось бы 75 лет. |
C 1 июля 1936 года Управление транспорта, связи и портов АКО (Акционерного Камчатского общества, организованного в 1927 году) было разделено на Петропавловский порт АКО и АКОфлот. В состав АКОфлота вошли пароходы «Орочон», «Ительмен», «Сима», «Чавыча», «Эскимос», «Якут», «Колыма», РТ «Буревестник», «Восток», «Дальневосточник» и с/б «Кит». Начальником АКОфлота был утвержден В.М. Слободенюк, а начальником порта АКО – М.М. Плехов. В подчинение АКО для оперативной связи была передана эскадрилья самолетов, базировавшихся на берегу Халактырского озера.
В последующие годы АКОфлот продолжал пополняться судами. В 1937 году в Японии был построен танкер «Максим Горький» – первое новое судно в системе АКО. Зимой из США прибыли пароходы «Щорс» и «Чапаев»; в августе 1939 года южным путем из Англии прибыл пароход «Коккинаки» (с 1958 г. – «Петр Соловьев»). В 1940 году оттуда же пригнали пароход «Анатолий Серов».
В предвоенные годы растущий транспортный флот Камчатки успешно решал поставленные перед ним задачи по обеспечению нужд развивающегося хозяйства полуострова, в первую очередь рыбной промышленности. Еще в 1936 году большая группа работников отрасли была удостоена правительственных наград. В их числе капитан «Симы» Е.Д. Бессмертный и капитан «Чавычи» А.И. Щетинина. В 1940 году 24 моряка флота были награждены наркомом пищевой промышленности значками и похвальными грамотами.
Важнейшей задачей АКО являлось развитие рыбного дела, переход к более интенсивным формам ведения рыбного хозяйства. В качестве центральной проблемы рассматривалась ликвидация сезонности в рыбной промышленности и перевод ее на круглогодичную работу. Для этого был один путь – организация активного морского промысла специальными судами.
Уже в 1934 году по решению правления АКО было начато изучение опыта мурманских рыбаков, для чего в Мурманск был направлен молодой специалист В.П. Нахабоев. 19 января 1936 года приказом по АКО в составе Карагинского рыбокомбината была создана База активного опытного лова (БАОЛ) – это и есть дата основания УТРФ. Начальником базы назначили П.М. Макштас. Первыми промысловыми судами стали сейнеры «Авача» и «Вилюй», дрифтеры «Стахановец» и «Ударник».
В 1936 году судами БАОЛ в поздний осенний период в Беринговом море кошельковыми неводами и дрифтерными сетями было добыто 360 тонн высококачественной жирной сельди. Этот первый улов, добытый в условиях открытого моря, ознаменовал собой важную веху – положил начало активизации камчатского промысла, расширению рамок его сезонности.
В 1938 году база была переименована в Управление активного морского рыболовства (Морлов). К исходу предвоенного 1940 года в состав Морлова входили 16 промысловых судов: паровые траулеры (650-700 л. с.) «Дальневосточник», «Буревестник», «Гага», «Восток», «Лебедь», «Палтус», «Топорок», сейнеры «Авача», «Вилюй», № 1 и № 2, дрифтеры «Стахановец» и «Ударник», разведчики (150 л. с.) «Нептун», «Сатурн» и «Юпитер».
Вылов рыбы Морловом нарастал медленно и неравномерно, что, в основном, объяснялось неприспособленностью береговых предприятий к круглосуточному приему и обработке рыбы, отсутствием производственного флота для приема рыбы в открытом море, а также постоянным отвлечением промысловых судов на транспортные работы.
Достойно вписали свои имена в первоначальный период тралового флота Камчатки первый матрос БАОЛа И.Н. Рохлецов, судоводители И.Г. Евстaфияди, П.М. Иванов, Н.С. Колядин, А.Н. Моисеев, С.Г. Оводовский, С.И. Миклашевич, Н.П. Пинчук, А.Н. Буцик, В.М. Неклюдов, Г.К. Лысаков, Г.Т. Ленский, механики А.Е. Мамонтов, А.И. Лесовой, А.А. Черняев, А.И. Богушевич, В.М. Корочин, И.И. Норгевичус, Г.К. Плюснин, А.Н. Андрющенко, радиоспециалисты А.А. Скиндер, Я.А. Брюханов, мастера добычи М.Д. Токарев, П.Е. Алешкин, А.А. Кузнецов, В.И. Трошин, кочегар А.В. Куличенко, боцман А.И. Баталов, снабженец М.В. Ходаковский и многие другие.
Активное участие в работе добывающего флота принимали ученые Камчатского отделения ТИНРО, в первую очередь И.А. Полутов и К.И. Панин – участник первой сельдяной экспедиции 1936 года.
Так начинал свой путь ордена Ленина траловый флот Камчатки.