Уверенная поступь в будущее?В середине 60-х годов прошлого века Управление тралового и рефрижераторного флота оставалось крупнейшей хозяйственной единицей в системе государственной рыбной промышленности Камчатки. По существу, это было производственное объединение, в подчинении которого, кроме добывающего и обрабатывающего флота, находились транспортные суда, судоремонтный завод «Фреза», морской рыбный порт, фабрика орудий лова «Океанская», ремонтно-строительное управление. Промысловый флот к тому времени состоял из СРТР-300-400, БМРТ и новых СРТР (М)-800. |
Ритмичной и высокопроизводительной работой в тот период отличался растущий отряд БМРТ. На протяжении ряда лет по показателям вылова на среднесписочное судно и финансово-экономическим результатам камчатские БМРТ лидировали в Дальневосточном рыбопромысловом бассейне. В 1966 году ими было добыто 88 420 тонн рыбы и выработано продукции на 30 882 000 рублей. Самого высокого вылова добился БМРТ «Узбекистан» – 13 000 тонн, капитану-директору которого Г.В. Мещерякову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Эффективное использование на Камчатке БМРТ послужило основанием для увеличения их количества. В начале 1968 года, к моменту образования Управления океанического рыболовства, отряд их насчитывал 19 судов.
Немного ранее, в 1967 году, из состава УТРФ в самостоятельные организации были выделены: транспортный флот, получивший свое прежнее название, – «Камчатрыбфлот» и морской рыбный порт. В январе 1969 года в непосредственное подчинение Камчатрыбпрома перешел судоремонтный завод «Фреза». Все эти реорганизационные перемены были вызваны интересами специализации промыслового и обрабатывающего флота.
Важнейшие экономические перемены на флоте связаны с поступлением, начиная с 1968 года, из Польши высокомеханизированных плавбаз, располагающих всем необходимым для производства мороженой и соленой продукции, пресервов, выработки кормовой муки и жира. Первой такой плавбазой стала «50 лет Октября». К исходу 1970 года флот имел три такие плавбазы («Северный полюс» и «Каховка»).
Рост темпов производства в эти годы обеспечен главным образом освоением новых районов и объектов промысла, новых способов лова, улучшением организации промысла, механизацией трудоемких процессов на добыче и обработке рыбы. Лидерами в это время были экипажи траулеров «Соликамск» (капитан К.А. Числов), «Кошегочек» (капитаны В.П. Павлуш и Ю.А. Гречушкин), «Кротон» (капитаны Ф.Я. Слинкин и А.Ш. Железняк), «Кременчуг» (капитаны В.И. Величко и В.З. Резник), «Кратер» (В.Н. Бочкарев), добывающие сверх плана свыше 16 000 тонн рыбы. В целом рыбаки флота с 1961 по 1970 годы увеличили вылов в полтора раза.
Родина высоко оценила труд коллектива, вышедшего победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании предприятий рыбной промышленности: УТРФ было отмечено высшей правительственной наградой – орденом Ленина. Орденами и медалями была награждена большая группа работников флота, а капитану К.А. Числову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В 70-е годы взамен устаревших судов типа СРТ-300-400, флот пополнился траулерами СРТМ-800, а с 1974 года началось поступление новейших судов типа «сейнер-траулер» (СТ-1320), оборудованных подруливающим устройством, необходимым при работе с кошельковым неводом. На флот поступили новые плавбазы типа Б-69: «Орочон», «Авача», «Советская Сибирь», «Советская Бурятия», «Комсомольск-на-Амуре».
С оснащением флота судами типа СТ («Садгора», «Семиярск», «Семилуки», «Солнцево», «Сегозеро», «Сватово») дальнейшее развитие получил кошельковый лов ценных пищевых рыб: сельди, скумбрии и иваси.
В 1974 году наибольшего выпуска товарной продукции (16 млн. руб.) достиг коллектив плавбазы «Новая Каховка» (капитан-директор В.В. Пыжьянов). Но уже через год плавбаза «Советская Бурятия» (капитан-директор А.И. Скворцов) выпустила товарной продукции на 18,5 млн. руб. В эти годы получило развитие производство пресервов, пользующихся большим спросом. Если в 1970 году выпуск их составил 7,7 млн. условных банок, то в 1975-м – 46,7 млн. Также начали осуществляться мероприятия по выработке пищевой продукции из минтая, в 1974 году ее выпустили 3,3 тыс. тонн, а уже через год – 16,8 тыс. тонн.
Много сделали инженеры-механики для установки и наладки нового оборудования на плавбазах и промысловых судах. Это В.А. Бирюков, А.Ф. Навильников, Ю.Е. Орел, Ю.А. Иньков и другие.
В конце 70-х годов начался промышленный лов иваси на Южных Курилах, и первым судном УТРФ, которое освоило этот промысел, был СРТМ «Радовица» под командованием капитана В.И. Величко. В первом же рейсе экипаж взял два годовых плана, что послужило толчком к организации экспедиционного лова. Рыбаки тралового флота успешно осваивают добычу краба на шельфе Охотского моря, ведут промысел лосося у восточного берега Камчатки, начали лов песчанки в юго-западной части Охотского моря. В июне 1976 года группа СРТМ приступила к глубоководному лову палтуса в Охотском море. Рыба морозилась на судне, и на перегрузчики уже сдавалась готовая продукция, высокорентабельная для флота и популярная у покупателей.
С января 1977 года в управлении рыбной промышленности Камчатки произошли значительные изменения. Приказом всесоюзного рыбопромышленного объединения «Дальрыба» создано Камчатское производственное объединение рыбной промышленности. В качестве производственных единиц в объединение вошли Петропавловская ордена Ленина база тралового флота, Петропавловская база океанического рыболовства и Петропавловская база производственно-рефрижераторного флота. Это должно было способствовать производительности труда, повышению фондоотдачи и качества продукции, снижению себестоимости и повышению рентабельности производства.
Руководили УТРФ в эти годы И.П. Черниговский, В.П. Потапенко, С.Д. Ярошевский, В.А. Зырянов, и предприятие продолжало успешно работать на ниве добычи и обработки рыбы, многотысячный его коллектив уверенно смотрел в будущее, и ни у кого не было предчувствия беды. Однако грянули новые времена, сначала кооперация, потом рыночные отношения, а потом и страна, в которой мы жили и трудились, распалась. Последним рулевым самого мощного предприятия рыбной промышленности полуострова был А.Я. Абрамов, при котором оно постепенно стало сдавать лидирующие позиции в рыбной отрасли, как ком росла задолженность по зарплате рыбаков, флот распродавался за долги, и в итоге, в марте 2004 года УТРФ прекратило свое существование. Впрочем, мало на Камчатке осталось предприятий рыбной отрасли, которые бы сохранили мощности, людской и экономический потенциал в те смутные годы. Многие специалисты перешли на работу в другие рыбные фирмы, и большой опыт работы в УТРФ позволяет им даже сейчас, при рыночных отношениях, справляться с поставленными задачами и успешно заниматься рыбохозяйственной деятельностью на любых должностях и в любых условиях.
Петр КРИВОШЕЕВ, заслуженный работник рыбного хозяйства РФ.
«Пришли другие времена!
В 2011 году исполнится 20 лет, как не стало огромной страны СССР, не стало на Камчатке и УТРФ, на судах которого я проработал 33 года, о чем никогда не сожалел и сожалеть не буду, так как до УТРФ и после ухода на пенсию по выслуге лет нигде больше не работал. Сейчас живу на Украине, в г. Каховка. Всегда помню, что 19 января 1936 года было создано предприятие, которое потом и стало называться УТРФ. Сейчас ему исполнилось бы 75 лет, но оно прекратило свое существование в марте 2004 года, через 68 лет после создания. Досадно и горько это осознавать, но факт есть факт, и от этого никуда не деться. Много людей, как и я, помнят об этом управлении и гордятся тем, что когда-то трудились в нем…
…Все шло на спад и в стране, и в УТРФ. Началась приватизация предприятий коллективами, а на самом деле отдельными людьми. В этот водоворот попал и УТРФ, что потом произошло, мы все видели. Много моряков оказалось “за бортом” и разъехалось по всем странам бывшего СССР. В 1992 году покинул Камчатку и я, оформив пенсию. Прощался с УТРФ тихо и скромно, понимая, что навсегда стал вывернутым маленьким винтиком из огромного и слаженного механизма тралового флота…»
Из письма бывшего главного механика плавбазы «Советская Сибирь» Виктора СТРЮЧЕНКО.