– Виталий Владимирович, в ходе поездок по регионам Дальнего Востока вы встречались с руководством рыбодобывающих компаний, посещали производства, размещенные как на морских судах, так и на берегу. Какие основные проблемы в сфере переработки высветились в процессе общения с рыбаками?
- На Сахалине, Камчатке и в Магадане мы проводили семинары для рыбодобывающих компаний, на которых присутствовали в основном крупные предприятия, развивающие глубокую переработку. Некоторые из них в ближайшем будущем планируют строительство рыбоперерабатывающих заводов с полным циклом переработки отходов. И оказалось, что больше всего вопросов у промышленников возникает, когда дело доходит до утилизации отходов производства.
Тут сказывается специфика регионов, поскольку на Курилах, севере Сахалина и части Камчатки рыбаки живут в частности за счет берегового промысла тихоокеанских лососей. Но если лосося ловят все, то переработка отходов интересует только тех, чьи производственные мощности расположены неподалеку от населенных пунктов. Остальные избавляются от отходов, кто как может.
С учетом труднодоступности многих районов для экологических инспекций, неликвид в основном закапывают, в лучшем случае предварительно измельчив. В ходе семинара в Южно-Сахалинске руководители предприятий обменивались опытом подобной «утилизации»: «Ты куда деваешь головы?» – «Да туда же, куда и ты!» Некоторые вывозят эти остатки в море и сбрасывают их за борт, а например на одном из курильских предприятий отходы попросту дробят и сливают все по трубе в нескольких километрах от берега: «Пускай краб питается». К сожалению, при существующих температурах воды на глубине в тех широтах разложение белка происходит крайне медленно и это необходимо учитывать!
В результате любая проверка на производстве влечет за собой массу штрафов и предписаний устранить недостатки. А как их устранять? Вместо того чтобы использовать современные технологические решения чаще всего рыбопромышленники ставят бюджетные китайские РМУ прессового и высокотемпературного типа, на которых довольно проблематично выпускать муку из отходов лосося с жирностью, удовлетворяющей ГОСТу, а технический жир попросту сжигают, тратя средства на утилизацию. Когда на встрече в Магадане мы продемонстрировали несколько фильмов, где описываются технологии безотходного производства, применяемые последние 20 лет на заводах в Дании и Норвегии, результат нас обескуражил. Технологи с многолетним стажем удивлялись, говоря, что ничего подобного не видели, то есть технологии, по которым давно работает весь мир, для них новшество.
Есть и еще один момент: помимо берегового промысла лосося на приемке рыбы задействован и крупнотоннажный флот. На судах либо замораживают тушки без разделки, либо делают «безголовку», а отходы после измельчения летят за борт. Муку из лосося на флоте в основном не делают. Почему? Потому что рыбомучные установки на промысловых судах, как правило, давно устарели и не могут производить качественную продукцию из жирных видов рыб, а если кто и пытается перерабатывать отходы, то получают муку, которую опасно даже просто хранить на борту судна, из-за возможности самовозгорания. В последнее время компании предпочитают менять совсем изношенные установки на новые, но опять же китайские, с чуть большей производительностью. При этом технология остается все та же – прессовая и высокотемпературная. В результате качество муки и объемы выпуска жира остаются на прежнем – весьма низком уровне.
В целом на территории дальневосточного региона сложилась парадоксальная ситуация: в большинстве случаев предприятия, имеющие квоты на добычу морских биоресурсов, отходы после разделки тушки выбрасывают либо утилизируют вредными для окружающей среды способами. Но зачем сжигать или закапывать отходы, при этом нарушая закон, если их можно перерабатывать и продавать? Сейчас утилизация – головная боль для рыбаков, а можно этот недостаток превратить в источник дополнительной прибыли, одновременно решая экологические проблемы и исключая финансовые потери. Из отходов основного производства (сейчас мы говорим о лососе) можно получать продукт, который будет пользоваться большим спросом.
– Какие разработки в направлении безотходного производства с учетом специфики российского промысла могут помочь рыбакам?
- Для береговых предприятий «Альфа Лаваль» предлагает несколько вариантов решения проблемы. Прежде всего это поставка установок полного цикла переработки рыбных отходов всех видов для производства таких востребованных продуктов как рыбный фарш сурими, высококачественный кормовой белок, рыбий жир различного назначения, белковые гидролизаты и многое другое.
На Дальнем Востоке наибольшее применение могут найти рыбомучные линии ConDec, жировые линии CentriLiver и выпарные установки AlfaVap для утилизации так называемого «бульона», т.е. очистки воды от белковых взвесей, чего невозможно добиться на китайских РМУ. Неважно, какое используется сырье – минтай, лосось, разновидовой прилов – на выходе останется только чистая техническая вода и пригодный для реализации продукт.
Наши установки могут применяться как порознь, так и объединяться в линию в зависимости от целей заказчика. В этом их универсальность. Так, AlfaVap используется в связке с ConDec: высушивает «бульон», увеличивая процентное содержание протеина в муке до 75%, а часть воды добавляя обратно в ConDec для улучшения технологического процесса. За счет замкнутости систем установок потери тепло- и энергоносителей сведены к минимуму, они втрое эффективнее, чем в машинах прессового типа. По этой же причине легко достигается стерильность оборудования – из-за возможности промывать систему в автоматическом режиме.
– Какие виды продукции можно выпускать на этом оборудовании из отходов лосося и других объектов? В каких отраслях и насколько они востребованы?
– На сегодняшний день рыбакам хватает доходов от продажи лосося и икры, а связываться с производством муки и жира – для них только лишние хлопоты. К тому же многие ошибочно считают, что добиться выпуска качественной муки из жирных видов рыб невозможно. Внутренности, головы, печень – все эти субстанции влияют на качество муки, увеличивают ее жирность, а, следовательно, снижают стоимость. Но ведь есть технологии, которые как раз специализируются на получении пищевого рыбьего жира из отходов лососевых, а мука выступает как весьма ценный конечный продукт.
Таким образом, складывается парадоксальная ситуация. В стране не хватает кормового белка для нужд животноводства, птицеводства и аквакультуры, а в это время отходы лосося просто уничтожаются. По подсчетам специалистов только в России потребность в рыбной муке составляет порядка 500 тыс. тонн против 150 тыс. тонн реализованных на внутреннем рынке, не говоря уже о ветеринарном жире, без которого не обойтись при промышленном выращивании молоди птицы и животных.
Непосредственно в местах добычи лососевых – на Сахалине и Камчатке – построено много рыбоводных заводов. Подкормка у них в основном привозная, но какой смысл закупать комбикорм за границей или в средней полосе России, когда можно поставить один завод по переработке отходов и он обеспечит все рыбозаводы в округе? По сходной технологии уже много лет работают норвежцы, выращивающие лосося на аквафермах.
Можно подсчитать, сколько ежегодно теряют рыбопромышленники всего лишь за одну лососевую путину. По статистическим данным, в 2010 г. официально освоено порядка 330 тыс. тонн лососевых. При выходе отходов от производства б/г и икры на уровне 15-20% получаем около 66 тыс. тонн. Пользуясь современной технологией, вы можете извлечь из этого объема порядка 15 тыс. муки и 11,5 тыс. тонн ветеринарного жира. При средней мировой цене 1800 долларов за тонну муки и 1300 долларов за тонну жира легко определить, что только в текущем году отрасль недополучила более 40 млн. долларов.
Еще одним производным переработки рыбных отходов является белковый гидролизат. Это первооснова для производства фармацевтических препаратов, поэтому цена у него астрономическая. Сейчас в мире эту субстанцию производят в основном две страны – Индия и Китай. Спрос на нее высок даже внутри страны, и российские фармацевтические компании вынуждены импортировать сотни тысячи тонн белкового гидролизата ежегодно.
– За какой срок окупится современная установка по утилизации отходов при работе на переработке лососевых?
– Учитывая, что не все компании готовы идти на полную замену рыбомучных установок из-за их дороговизны, «Альфа Лаваль» предлагает модернизировать технологический процесс на базе существующих мощностей, чтобы добиться выпуска более качественного продукта с более высокой стоимостью. Приведу пример расчета окупаемости модернизации рыбомучной установки.
Допустим, предприятие имеет мощности по переработке отходов лосося производительностью около 50 тонн в сутки. Если учесть, что в составе сырца присутствуют головы, внутренности и печень, то жирность составляет порядка 20%. Переработать такие отходы с помощью устаревшей прессовой технологии весьма проблематично: в результате получится мука низкого качества с содержанием протеинов до 60% и некоторое количество технического жира, который придется утилизировать. Допустим, что период промысла лососевых длится около двух месяцев – 60 суток. В результате при хорошем раскладе мы можем получить около 8 тонн муки в сутки. Поскольку при такой технологии весь жир удалить невозможно, соответственно мука будет низкого качества по цене около 1100 долларов за тонну, т.е. за всю путину она принесет поступлений порядка 520 тыс. долларов.
Для модернизации достаточно заменить пресс на декантерную центрифугу, котел на запатентованный «Альфа Лаваль» скребковый теплообменник, а также установить прокачивающий насос, автоматику, арматуру и трубопроводы, т.е. капиталовложения требуются сравнительно небольшие. Но при использовании современного оборудования на выходе остается мука высшего качества по цене 1400-1800 долларов и ветеринарный жир по цене 900-1300 долларов за тонну. В итоге мы получим денежных поступлений около 790 тыс. долларов за муку и еще порядка 520 тыс. долларов за ветеринарный жир. Этого с лихвой хватит, чтобы окупить модернизацию установки за два месяца активного промысла и даже выйти в прибыль.
Такие расчеты можно проводить в любом диапазоне производительности рыбомучных установок и на любом типе рыбы. По прогнозам науки в ближайшее время ожидается увеличение вылова тихоокеанской сельди иваси и можно представить, какие сложности и проблемы возникнут у рыбоперерабатывающих предприятий, использующих устаревшее оборудование. А если взять минтай с его колоссальными объемами добычи, получаются настолько глобальные цифры, что стоит задуматься – ведь все это, в прямом смысле, летит за борт.
- Использование технологий «Альфа Лаваль» позволяет полностью исключить утечку «технических» запахов в окружающую среду?
- Благодаря применению технологий замкнутого типа неприятные запахи отсутствуют, что особенно важно для береговых предприятий. После загрузки сырья, которое белкового запаха еще не имеет, продукт в дальнейшем нигде с открытым воздухом не соприкасается. За счет этого получается «чистая» переработка. Практически все предприятия, использующие оборудование «Альфа Лаваль», находятся либо в природоохранных районах, либо в городской черте, несмотря на то что экологический контроль в европейских и, особенно, в скандинавских странах жесточайший. Наши технологии позволяют соблюдать эти требования: отсутствие запаха и недопустимых для сброса компонентов.
Приведу пример: к нам поступил запрос от камчатской компании, которая построила на берегу завод по переработке отходов минтая (нежирной рыбы), оснастив его китайскими рыбомучными установками. В результате производство пахло так, что население, которое живет в этом районе, вышло на пикет с требованием закрыть предприятие. Как признался главный технолог этой компании, у них экологи сидят постоянно и, поскольку они не могут решить эту проблему, им приходится регулярно платить большие штрафы. А все потому, что используется устаревшая технология, открытого типа, отсюда и проблемы с запахом.
Обратный пример: в одном из районов Санкт-Петербурга работает система «Альфа Лаваль» по переработке отходов красной рыбы с полным циклом, производительностью 20 тонн в сутки. Экологические показатели этой установки позволяют ей находиться в городской черте и соответствовать всем требованиям, которые предъявляют инспектирующие органы. Она полностью автоматизирована и в настоящее время ее обслуживает только один специалист, который занимается загрузкой сырья.
Помимо качественных продуктов «Альфа Лаваль» предлагает развитую сервисную поддержку на российском Дальнем Востоке. Во время пусконаладочных работ наши инженеры и специалисты, которые отвечают за технологический процесс, обязательно проводят обучение персонала. В перспективе мы планируем наладить мелкосерийное производство, в частности рыбомучных установок, которые будут монтироваться на базе сервисного центра под конкретные задачи компании-заказчика.
- В принципе в условиях рыбной промышленности могут ли быть такие отходы, которые нельзя переработать?
- Нет, оборудование «Альфа Лаваль» позволяет перерабатывать все виды рыбных отходов, просто конечный продукт может быть разным. Все-таки то, что вы получите, зависит от того, что вы туда положите. Невозможно получить высшего качества сурими, если использовать разновидовой прилов, но у вас в любом случае не будет проблем с экологией и будет стабильный доход. Если вы ориентированы на рынок муки и применяете свежее высококачественное сырье, то выходят жир и мука высшего качества. Если же ваша цель – просто безотходное производство, то установки позволяют перерабатывать даже конфискат, который месяцами хранился на складах. Продукта премиум-класса из лежалого сырья не выйдет, зато его не надо будет закапывать тайком где-то в тайге, а можно использовать, к примеру, для подкормки рыбы, птицы и домашнего скота.
При замене или модернизации рыбомучной установки устаревшего типа на современную линию «Альфа Лаваль» предприятие получает ряд преимуществ. Среди них возможность перерабатывать любые виды рыб, увеличение производительности при меньших весе и габаритах оборудования, повышение качества муки и жира, уменьшение затрат на энергопотребление и ремонт, отсутствие запахов и других экологических проблем, полная автоматизация во время эксплуатации и оперативная настройка процессов под реальные условия промысла. Всего этого в дешевых китайских установках прессового типа добиться довольно сложно, а порой и невозможно.
За последний год мы получили несколько запросов с просьбой модернизировать установленные ранее китайские установки, чтобы добиться более или менее стабильной работы. Не буду скрывать, что и сами производители выходят на нас с предложениями о сотрудничестве в этом направлении. Единственным аргументом против внедрения современных технологий со слов управленцев рыбных компаний становится разница в цене. Но всем известно, что качественное и надежное не может быть дешевым, тем более что окупаемость современного оборудования «Альфа Лаваль» реальная и сопоставимая по срокам с китайскими установками за счет более высокой стоимости конечного продукта и объемов производства.
Все оборудование компании «Альфа Лаваль» рассчитано на долговременную эксплуатацию в тяжелых условиях. Думаю, рыбаки со мной согласятся, что именно такие условия у нас и существуют в промышленном рыболовстве. Новое оборудование позволяет менять производительность, температуру варки, частоту оборотов декантера и т.д. Поэтому при изменении состава сырья, настройка установки происходит оперативно, путем изменения параметров системы на дисплее.
Кроме того, обновление производственных мощностей тормозится из-за инерции мышления специалистов. Это как раз тот случай, когда люди десятилетиями работают по старинке, не подозревая о существовании надежных, компактных и универсальных технологий.
Беда в том, что российской рыбной отрасли хронически не хватает стабильности. Поэтому при общении с рыбаками складывается впечатление, что проекты, окупаемость которых дольше одной путины, никого не интересуют. Их рассуждения звучат примерно так: «А вдруг на следующий год участок или квоты заберут, что мне тогда делать с дорогостоящей установкой, сдавать на металлолом?» Но надо отметить, что в последнее время наблюдается тенденция к переосмыслению сложившейся ситуации, и постепенно рыбопромышленники приходят к осознанию необходимости модернизации производственных мощностей.