В 1955 г. в Ленинграде было создано Центральное конструкторское бюро промыслового судостроения – ЦКБ-14. На счету этого учреждения – проекты уникальных китобойных баз и первых больших советских морозильных рыболовных траулеров, крабоконсервных плавбаз. Затем ЦКБ-14 переименовали в ЦКБ ПС «Морпромсуд», которое в 1972 г. и получило название ЦКБ «Восток». Сейчас конструкторское бюро «Восток» входит в ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» – структуру, объединившую целый ряд НИИ и КБ.
Конструкторское бюро продолжает работу по ряду направлений: проектирует морские рыбопромысловые и рыбообрабатывающие суда всех типов, транспортно-рефрижераторный и сухогрузный флот, современные специальные суда для охраны водных биоресурсов и т. д. Кроме того, конструкторы организации готовы разработать проекты модернизации морских судов и плавучих сооружений различного назначения, документы для ремонта судна.
В рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники на период 2009-2016 гг.» КБ «Восток» должно подготовить девять концептуальных проектов рыбопромысловых судов. В год на эти работы государство выделяет около 60 млн. рублей.
– В 2010 г. конструкторское бюро продолжило работать над концептуальными проектами судов в рамках ФЦП, – рассказывает «Fishnews – Новости рыболовства» директор КБ «Восток» Леонид ГОРБОВ. – В дополнение к ранее разработанным проектам МФ БМРТ 11480 и СРТМ 13728 мы выполнили в этом году проект 21060 малого траулера-морозильщика. Кроме того, в тесном сотрудничестве с Примкрайрыбакколхозсоюзом подготовлен проект СРТМ 22970 для работы в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.
В конструкторском бюро отмечают, что создать универсальное судно, которое бы одновременно отвечало требованиям и рыбаков Дальнего Востока, и рыбаков Севера, проблематично. При разработке проекта многофункционального большого морозильного рыболовного траулера учитывались прежде всего пожелания дальневосточных промысловиков, причем изначально предполагалось, что строиться такие суда будут на отечественных верфях.
БМРТ проекта 11480 – судно неограниченного района плавания, способное вылавливать в сутки до 330 тонн рыбы. Производственные мощности траулера обеспечат заморозку до 200 тонн продукции за 24 часа. Рыбомучная установка перерабатывает до 120 тонн сырья в сутки. Судно рассчитано на экспедиционный промысел. Если траулер будут обеспечивать провизией, топливом, освобождать от продукции, он способен провести в море 120 суток. Автономность траулера по провизии и топливу составляет не менее 100 суток, по пресной воде – не менее 5 суток с последующим пополнением запасов от опреснительной установки, по смазочному маслу – 120 суток, без пополнения на промысле.
Трудно представить удачный проект промыслового судна, разработанный без учета потребностей его потенциальных заказчиков – рыбаков. В КБ «Восток» это понимают. По словам директора конструкторского бюро Леонида Горбова, перед началом работы над проектом БМРТ и СРТМ и в процессе его подготовки специалисты «Востока» встречались с представителями рыбацкой общественности из разных регионов, принимали пожелания, замечания и обязательно учитывали их.
По предложению приморских рыбаков, КБ «Восток» подготовило проект среднего морозильного рыболовного траулера нового поколения для российского Дальнего Востока. В проекте 22970 конструкторы постарались учесть два главных требования промысловиков. Во-первых, судно должно быть многофункциональным, то есть способным облавливать самые разные объекты. Во-вторых, необходимо предусмотреть возможность утилизации отходов на рыбную муку и рыбий жир, чтобы каждая тонна добытого сырца приносила максимум прибыли.
СРТМ проекта 22970 предназначен для лова рыбы донными и пелагическими тралами, снюрреводом и кошельковым неводом. Он способен облавливать минтай, хек, морского окуня, треску, сельдь и сельдь-иваси, сайру, камбалу и палтуса, лосось и терпуга. Предусмотрено также производство десяти видов продукции из водных биоресурсов, в том числе рыбной муки и технического рыбьего жира. За сутки на траулере может выпускаться до 60 тонн мороженой продукции. Производительность рыбомучной установки – до 50 тонн сырья за 24 часа.
Однако в вопросе обновления рыбопромыслового флота важнейшим остается поиск приемлемой схемы финансирования. При этом все больше голосов звучит в поддержку лизингового механизма. В КБ «Восток» также считают, что флот должен строиться на средства госбюджета, а рыбаки – получать уже готовые суда в лизинг.
Не случайно проект СРТМ номер 22970 вошел в число проектов, предложенных рыбакам для рассмотрения на совещании по строительству рыбопромысловых судов на условиях лизинга, прошедшем в Росрыболовстве в сентябре этого года.
По словам Леонида Горбова, рыбопромышленников характеристики среднего морозильного рыболовного траулера проекта 22970 устроили. Сейчас колхозники активно прорабатывают вопросы финансирования строительства таких судов.
Не остались без внимания и потребности прибрежного рыболовства. Как уж упоминалось выше, в этом году завершен проект МРТ номер 21060. Расчетная автономность судна по провизии и топливу составляет не менее 20 суток, по пресной воде – не менее 5 суток, с последующим пополнением запасов от опреснительной установки, и по смазочному маслу –45 суток (без пополнения на промысле). Несмотря на малые размерения траулера, предусмотрено размещение на нем цеха, позволяющего замораживать до 20 тонн потрошеной обезглавленной рыбы в сутки. Для работы с тралами на судне установлен современный палубно-траловый комплекс. Для лова сайры траулер оснащен сайровыми ловушками и устройством лова на электросвет.
– Продолжаются работы и по большому тунцеловному судну. А в следующем году мы также приступим к выполнению проектов среднего и малого тунцеловов, – делится планами директор КБ «Восток».
При этом Леонид Горбов подчеркивает: «Основная работа, надеюсь, будет сосредоточена на подготовке документации непосредственно для строительства наших судов на российских верфях. Хотя на Международной рыбохозяйственной выставке «Интерфиш», проходившей в октябре в Москве, заинтересованность в строительстве судов по проектам КБ «Восток» выразили представители и ряда зарубежных верфей, которые ранее уже обращались к нашим услугам».
Но для успешного развития рыболовства необходим не только современный промысловый флот, но и полноценное научное сопровождение. Одним из направлений деятельности КБ «Восток» является разработка проектов специальных научно-исследовательских судов и плавучих сооружений для изучения морского континентального шельфа и ресурсов Мирового океана. «Мы в свое время предложили Росрыболовству наши наработки по большому рыболовному НИС. ФАР тогда предпочло нашим предложениям совместную заявку от «Дальзавода» и одной из норвежских проектных фирм. Насколько я знаю, состояние вопроса таково, что судна пока нет, – поясняет Леонид Горбов. – При наличии заказа конструкторское бюро, естественно, готово продолжить работу в этом направлении самостоятельно или в содружестве с нашими зарубежными партнерами. Продолжаем работать и над «экологическими», и патрульными судами».
За годы существования КБ «Восток» по его проектам было построено около 800 судов различных типов и назначений. У конструкторского бюро есть все необходимые материально-технические возможности для перспективной работы, но главное – здесь подобрался достойный кадровый состав, готовый справиться со всеми поставленными задачами.