Газификация Камчатки: реалии и перспективыКамчатский газ становится все ближе к жителям полуострова. Постепенно и правительство края, и Газпром переходят от программ к реальным действиям. В том числе и об этом шел разговор на состоявшемся в минувшую среду в правительстве края совещании по вопросам реализации программы газификации нашего региона. |
В работе совещания приняли участие руководители и специалисты профильных министерств края, представители ОАО «Газпром», ООО «Газпром межрегионгаз», ОАО «Газпром промгаз», ОАО «Камчатскэнерго», ОАО «Регионгазхолдинг».
Как отметил после совещания губернатор Алексей Кузьмицкий, в этот день был рассмотрен проект газификации полуострова на 2011-2012 годы, определены его приоритетные направления, источники финансирования, а также практически отработана программа синхронизации действий между правительством края, Газпромом и Камчатскэнерго.
Программа газификации разрабатывалась в течение последних 6 месяцев правительством края совместно с ОАО «Газпром промгаз» и крупными энергетическими организациями. Из приоритетных направлений, заложенных в программе, это, безусловно, строительство межпоселкового газопровода к ТЭЦ-1, которое должно завершиться к осени этого года. В сентябре ТЭЦ-1 должна перейти на газ. Сейчас идет наращивание мощностей по его подаче и ввод в эксплуатацию новых скважин – к лету газовики обеспечат им обе камчатские ТЭЦ.
Приоритетным считается строительство газопровода от АГРС «Петропавловск-Камчатский» до котельной № 1, которая будет модернизирована. Здесь планируется строить краевую больницу, поэтому в перспективе и она будет газифицирована.
Газ придет в Елизово – сюда протянется ветка, будет построена ГРС. От нее газ пойдет через поселки Вулканный и Николаевку в Вилючинский городской округ (поселки Приморский и Рыбачий). В 2012 году планируется перевод на него котельной в Приморском, а в 2013 году голубое топливо поступит и в Рыбачий.
В целом проект, рассчитанный до 2015 года, оценивается в 18,8 млрд. руб. В результате его реализации объем потребления газа в 2015 году составит 723,4 млрд. кубометров.
«Программой предусмотрено строительство 4 ГРС и газопроводов-отводов общей протяженностью 2 км; строительство 274 км межпоселковых газопроводов и около 500 км внутрипоселковых (городских) газопроводов, – пояснил Алексей Кузьмицкий. – Кроме того, в программу внесены работы по газификации потребителей в 30 населенных пунктах Елизовского, Соболевского и Усть-Большерецкого районов, а также Петропавловск-Камчатского и Вилючинского городских округов, перевод на газ 117 котельных и 19 тысяч частных домовладений».
По данным Газпрома, проектная документация будет готова к середине текущего года и сразу начнется строительство межпоселкового газопровода до ТЭЦ-1, ГРС в Елизово, межпоселкового газопровода до котельной № 1 и участка от Николаевки до Елизово.
За 2011 и 2012 годы в проект газификации будет вложено почти 4,5 млрд. рублей. Планируется, что около
2 млрд. будет вложено ОАО «Газпром», столько же поступит из бюджета края, еще 450 млн. вложат энергетические организации.
Откуда взялась возможность у бюджета края найти миллиарды рублей на газификацию? Цена на газ для края была установлена в размере 4 500 руб. за тысячу кубометров. Это позволило уже в бюджете региона на 2011 год сэкономить за счет снижения субсидирования на электроэнергию около 600 млн. руб., в следующем году экономия составит 1,5 млрд. руб., а в 2013 году – уже 2,1 млрд. Они будут направлены на реализацию программы газификации, а в дальнейшем – на решение социально значимых вопросов.
Но это – не единственный эффект от цены на газ. В 2010 году в крае предельный индекс роста коммунальных платежей был установлен в размере 25%. В 2011 году он составил всего 10. Установленная цена позволит и в дальнейшем сохранить незначительный рост платежей за тепло и электроэнергию. Все материалы программы газификации края направлены в правительство РФ для начала процедуры необходимых согласований.
По мнению губернатора, программа газификации – выверенная и взвешенная. Возможны ее корректировки по отдельным пунктам, но сбоев при реализации не будет, и уже в середине 2011 года работа на объектах закипит.
В зоне этих объектов территория края покроется сетью газопроводов. Но у экологов есть вопросы и к уже существующей «трубе», и к дальнейшему строительству. (Мнение ученого
А. Улатова об этом читайте на 8-й странице. – Прим. ред.). К примеру, будет ли учитываться при дальнейшей работе по газификации предлагаемый камчатской рыбохозяйственной наукой дополнительный план мероприятий по смягчению воздействия на лососевых рыб, и будет ли демонтирован временный притрассовый проезд, с существованием которого связаны основные претензии экологов из-за массового браконьерства на трассе и несоблюдения требований свободного пропуска лососей? По мнению Алексея Кузьмицкого, который не раз облетал магистральный газопровод и видел процесс его строительства, «никакого с моей точки зрения и оценки экологов ущерба при этом не нанесено». При пересечении рек газопроводом имеются переходы по воздуху или под землей. То же будет делаться и в дальнейшем при строительстве межпоселковых газопроводов. Что касается доступа к нерестовым рекам, то, как отметил губернатор, если бы территория Камчатки была более доступна, то полуостров жил бы по-другому. Хотя есть разные мнения на этот счет.
К тому же дорога вдоль магистрального газопровода – это технический проезд, он будет демонтирован, как и переходы через реки, сделанные для автомобильного транспорта. Его демонтаж был и в планах Газпрома, от которых он не собирается отказываться. Эта трасса не входит в перечень дорог, любой проезд по ней будет разрешен только для обслуживания газопровода. А чтобы следить за этим, будет установлен пункт пропуска.
Все проекты, которые реализуются сегодня на территории края, в первую очередь магистральный газопровод, подчеркнул губернатор, реализуются с учетом соблюдений требований экологической безопасности. Когда будут рассматриваться проекты по шельфу, тогда будет уместно говорить о строительстве рыбоводных заводов и наращивании воспроизведения на них лососевых видов.
Но при этом, как мне кажется, главное – в погоне за газом не потерять популяцию дикого лосося, одно из самых ценных даров Камчатки.