Газ в ущерб экологииМесяц назад в Томске проходила международная конференция «Природоохранная деятельность предприятий газовой промышленности». Ее организатором стала «дочка» Газпрома – ООО «Газпром трансгаз Томск». Оно в январе должно было принять от другой «дочки» – ООО «Газпром инвест Восток» – в эксплуатацию уже практически полностью построенный магистральный газопровод на Камчатке и будет отвечать не только за поставки газа потребителям, но и за экологическое состояние трассы. |
Мне посчастливилось стать одним из участников конференции, представить доклад об экологических проблемах газопровода, проектных и строительных недоработках.
Первое, что удивило, – приглашение КамчатНИРО на конференцию. На Камчатке мы уже привыкли к тому, что за последние 3 года все региональные конференции по определению принципов и концепций регионального развития и принимаемые правительством края экологически значимые решения обходятся без участия рыбохозяйственной науки. На совещания по вопросам организации проектирования и строительства газопровода, проходившие еженедельно в течение последних 2,5 лет в правительстве края, КамчатНИРО, скажем, приглашали всего трижды (!).
В Газпром инвест Востоке отношение к экологии, как в старой песне «Наутилуса» – «…нас помнят, пока мы мешаем другим», – пока институт не направил осенью прошлого года в московские офисы Газпрома ряд писем с обозначением острых экологических проблем, никто не хотел сделать хотя бы того, что положено по проекту строительства. Увы, когда дело касается экологических проблем при промышленном освоении Камчатки, чиновники и промышленники следуют типичной защитной модели поведения – «ничего не слышу, ничего не вижу, ничего никому не скажу». Она стала дурной системной камчатской традицией.
В Томске – всё наоборот: неподдельное (подчеркнуто автором) внимание властей и бизнес-сообщества к проблемам экологии. Власть здесь, пожалуй, самая «зеленая» во всей России.
О каких же экологических проблемах камчатского газопровода, выявленных сотрудниками КамчатНИРО в результате многолетнего (2000-2010 гг.) мониторинга трассы, рассказано в моем докладе? Их 6. Возникли из-за игнорирования рыбохозяйственных требований на разных стадиях проектирования и организации строительства.
Проблема 1 – при пересечении трассой газопровода 119-ти водотоков выявлено несоответствие водопропускных сооружений технологического проезда требованиям свободного пропуска лососевых рыб и нормативам по пропуску максимальных паводковых расходов воды. Они стали непреодолимым барьером для лососей, поднимающихся вверх по рекам, нарушили пути их миграций и отсекли десятки гектаров нерестилищ и нагульно-вырастных угодий.
В большинстве таких водотоков произошло обеднение рыбного сообщества, в некоторых ручьях выше газопровода они исчезли полностью. Степень воздействия водопропускных сооружений – прямо пропорциональна времени их эксплуатации. В соответствии с проектом срок эксплуатации всех временных водопропускных труб на технологическом проезде закончился в декабре 2010 г., а строители газопровода уже покидают Камчатку, так и не выполнив их демонтаж. По имеющейся информации, ООО «Газпром инвест Восток» в нарушение концепции проекта и постановления № 997 от 13.08.1996 г. принял незаконное решение об оставлении в эксплуатации всех их на неопределенный срок.
Суммарный накопленный за 10 лет сверхпроектный ущерб ВБР от водопропускных труб по трассе превысил 75,3 млн. руб. и продолжает расти, т.к. наносится каждой конкретной реке ежегодно, его негативное влияние будет увеличиваться.
Проблема 2 – проведение внепроектных земляных работ в руслах и на берегах водотоков. Признание качества швов, не соответствующего стандартам, привело к извлечению из-под земли практически всей «чешской» трубы. В 2008-2009 гг. произведена повторная разработка почти 100 км ранее проложенной траншеи. В нарушение природоохранных требований траншеи в местах пересечения с водотоками оставались открытыми в течение нескольких месяцев, в т.ч. в период массового нагула и нереста лососей. Таким образом, русловые работы на четверти длины трассы газопровода производились троекратно (что соответствует строительству 3-х газопроводов вместо 1-го), в т.ч. в наиболее уязвимый, нерестовый период. Время между откопкой траншей и их засыпкой увеличилось с предусмотренных проектом 1-х суток до нескольких месяцев.
Обнаружено выполнение непредусмотренных земляных работ в местах перехода газопровода через 67 рыбных рек: сужение и спрямление нерестовых русел, погребение и осушение речного дна путем создания искусственных насыпей в руслах и на берегах и др. Большинство непроектных работ сопровождалось сбросом сточных вод, сильно загрязненных минеральными взвесями. Мутность воды превышала фоновые значения от нескольких десятков-сотен до
30 000 (!) раз, при этом шлейфы мутности распространялись на многие километры вниз по течению.
Накопленный ущерб ВБР от проведения непроектных земляных работ в руслах и на берегах рек составил 33,1 млн. руб.
Проблема 3 – долговременные переезды вброд через нерестовые водотоки. С начала августа 2008 г. по май 2009 г. транспортировка грузов и техники осуществлялись без обустройства водных переходов, т.е. вброд, в т.ч. через крупнейшие нерестовые реки Западной Камчатки: Правый Кихчик, Пымта, Средняя и Большая Воровская. То же было и через десятки других малых и средних рек. Число переездов через некоторые достигало 5 000. Экологический вред превысил 9,7 млн. руб.
Проблема 4 – невыполнение противоэрозионных, берегоукрепительных и рекультивационных мероприятий. За более чем 10 лет с начала строительства до настоящего времени ни на одном водотоке не решены проблемы водной эрозии, их загрязнения смывами с технологического проезда и техногенных ландшафтов. Повсеместно уничтожался плодородный слой почв.
Выявлены 16 проблемных водотоков с опасными склонами, на которых интенсивно развиваются водная эрозия и оползни. Ущерб водным биоресурсам – 1,2 млн. руб.
Проблема 5 – высокая вероятность аварийных ситуаций вследствие отсутствия в проекте прогноза деформаций русел и мер инженерной защиты берегов и искусственных сооружений. Реки Авача, Хихку, Мокушка, Правый Кихчик, Большая Воровская, Колпакова и другие в местах перехода газопровода подвержены активному проявлению опасных русловых процессов (блуждание русел, корчеходы и др.). На них может происходить интенсивный размыв и переформирование берегов, что в свою очередь может привести к возникновению аварийных ситуаций на газопроводе. Подобное наблюдалось в 2002 г. на р. Мокушка, где мощным паводком на нескольких десятках метров размыло траншейный переход трубопровода. Строительство переходов через такие водотоки должно выполняться научно обоснованными методами инженерной защиты берегов и сооружений. Однако на участках переходов через водотоки инженерные изыскания проведены не в полном объеме, о чем КамчатНИРО предупреждал проектировщиков и строителей.
Проблема 6 – браконьерство – наиболее тяжкое последствие строительства газопровода. Открыт доступ в ранее труднопроходимые места. Были фактически перечеркнуты изначально согласованные с рыбохозяйственными органами и утвержденные проектные решения по ограничению и запрещению проезда по трассе неспециализированного транспорта.
Администрацией Камчатской области, теперь правительством края в нарушение рыбохозяйственных рекомендаций и требований СНиПа продолжают приниматься решения по превращению ведомственного притрассового проезда, изначально предназначенного только для строительства и обслуживания газопровода, в дорогу общего пользования. Отсюда ограничение доступа граждан на нее с позиций закона становится незаконным и может быть обжаловано. Все попытки взять под охрану притрассовый проезд, фактически эксплуатируемый в режиме автодороги, показали, что ни один из стационарных постов не сдерживал рост браконьерства и не обеспечивал охрану всего района обширных нерестилищ, который стал доступен для многочисленных браконьеров. Вывоз ими рыбы и икры на автомобилях стал чрезвычайно прост.
Трасса в бассейнах р. Большая, Утка, Кихчик, Пымта и Коль уже нанесла существенный урон воспроизводству лососей. В отдельные годы с нерестилищ этих рек вывозилось 30-100 тонн незаконно добытой икры. Браконьерское изъятие лососей в бассейнах рек и озер, вдоль которых пролегают автодороги, может достигать 90% от заходов.
К 2010 г. суммарный сверхпроектный ущерб водным биоресурсам от браконьерства вследствие увеличения транспортной доступности составил, по разным оценкам, от 2 до 5,8 млрд. руб.
Браконьерство на лососей по трассе газопровода не могло не сказаться на динамике их численности в реках. Анализ накопленных в КамчатНИРО материалов показывает, что наметилась тенденция устойчивого сокращения запасов и 1,5-2-кратного снижения рыбопродуктивности в последнее пятилетие в бассейнах рек, в которых трасса газопровода была протянута в 2000-2003 гг. – в реках Большая, Утка, Кихчик, Пымта, Коль и Кехта. В бассейнах же рек, находящихся севернее, – Удова, Воровская, Брюмка, Колпакова, где строительство газопровода началось на 5-10 лет позднее, отмечается пока противоположная тенденция – стабильный рост запасов и почти 2-кратное (за последние 5 лет) увеличение рыбопродуктивности.
Рост браконьерства уже привел к долговременным и масштабным изменениям в бассейнах рек и подтвердил наихудший прогноз специалистов КамчатНИРО по увеличению пресса браконьерства, данный еще в начале проектирования трассы газопровода в 1999-2000 гг.
Решить проблему браконьерства можно волевыми методами:
1) не допускать перевода притрассового проезда газопровода в разряд автодороги общего пользования;
2) то же – строительства дороги «Карымай – Соболево» по «предгорному» варианту – параллельно эксплуатационному проезду или совместно с ним.
Притрассовый проезд должен охраняться как режимный объект ведомственными охранными подразделениями ОАО «Газпром».
Автомобильную дорогу «Карымай – Соболево» КамчатНИРО рекомендовал перенести на «прибрежный» вариант – он жизненно необходим для рыбодобывающих и перерабатывающих предприятий региона (см. статью «Срочно перенести автодорогу» в газете «Рыбак Камчатки» № 47 от 18.11.2009 г.).
Из многомиллиардного фактически нанесенного браконьерами ущерба лососевым популяциям к возмещению, по экспертным оценкам, могло быть предъявлено не более 50 млн. руб. По нарушениям среды обитания из 134,6 млн. руб. внепроектного фактически нанесенного строителями в 2000-2010 гг. ущерба предъявлено не более 7,5 млн., возмещено… 100 тыс. руб. Много это или мало? По сути, речь идет о ежегодном уничтожении нескольких тысяч тонн лососей и об утрате 20 га лососевых нерестилищ. А ведь они – экономическая и экологическая основа промысла на Камчатке.
Вопрос докладчику задал только заместитель начальника департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа – начальник управления энергосбережения и экологии ОАО «Газпром», д.х.н., профессор А.Г. Ишков: «То, что вы нам сейчас показали и рассказали, – результат 10-летнего процесса строительства. Мы не согласны с тем, что во всем виноват и за все должен отвечать Газпром. Ведь браконьеры браконьерили и без нас, и многие переходы были построены без нас. Почему вы раньше молчали, когда нас не было на Камчатке? Почему сейчас все проблемы взваливаете на нас? Вы хотите, чтобы Газпром теперь отвечал за все грехи на Камчатке? И накопленный ущерб тоже хотите, чтобы мы возмещали?»
Я ответил, что мы никогда не молчали о проблемах газопровода и всегда ставили о них в известность органы власти, газовиков и общественность, но уже многие годы все – от проектировщиков и заказчиков-застройщиков до первых лиц Камчатки, игнорируют наши рекомендации и обращения, и что Газпром в отличие от них должен показать иное – адекватное и цивилизованное – отношение к природе Камчатки.
В завершение хочется напомнить, что цель КамчатНИРО не в стремлении предъявлять претензии к той или иной организации. Никакие разбирательства ни на что не повлияют, если не будет действий, направленных в будущее. Мы хотим убедить все заинтересованные стороны в необходимости срочных мер. Ведь прямым следствием нерешения проблем и оставления их в неизменном состоянии будет неуклонное нарастание ущерба. В этой ситуации КамчатНИРО как федеральное предприятие, официально отвечающее за состояние ресурсов лососевых рыб и среду их обитания, не может оставаться безмолвным сторонним наблюдателем.
Последние два года все ссылались на известные поручения президента и председателя правительства о необходимости завершения стройки и пуска камчатского газопровода, говоря: «Не мешайте выполнять поручения». Теперь, когда они выполнены, нам всем достался запутанный клубок проблем. Из-за полного непонимания и игнорирования его со стороны региональных чиновников он сам по себе никогда не распутается. Камчатцам необходимо обратиться к президенту страны с требованием незамедлительного доведения строительных работ по обустройству газотранспортной и дорожной инфраструктуры на Западной Камчатке до мировых экологических стандартов, способствующих сохранению лососей на основе наилучших доступных технологий.