Плохо будет всемИнициатива Росрыболовства приведет к сокращению добычи водных биоресурсов. |
4 февраля 2011 года на сайте Федерального агентства по рыболовству был опубликован проект постановления правительства РФ «О внесении изменений в Правила оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Один его пункт вызвал у рыбопромышленников возмущение: «Не допускается выдача разрешений на один и тот же срок добычи (вылова) водных биологических ресурсов с использованием одного и того же судна для добычи (вылова) водных биологических ресурсов, квоты (объемы) которых выделены разным пользователям».
Почему?
Теоретически разрешение на вылов определенного количества определенного объекта промысла действует в течение года. Но если предложенное в проекте изменение будет узаконено, то на практике ситуация принципиально изменится. Работать на «своих» и «чужих» квотах придется поочередно. Более того, не просто поочередно, но в те сроки, которые будут указаны в разрешениях.
В каждой из компаний, которые помимо собственных квот облавливают и купленные, сразу стали прикидывать: ну и как их суда будут работать? Квоты ведь приобретаются на разные подзоны и, как правило, небольшие – главное, чтобы обеспечить мощности своего флота.
Картина складывалась нерадостная. Допустим, предприятие освоило свои квоты в Охотском море и могло бы приступить к выборке приобретенных у другой компании.
Но электронные разрешения пока недействительны. Значит, выбрав одну квоту, судно будет ждать, пока выпишут и доставят в район промысла разрешение на освоение другой квоты? Потери промыслового времени будут значительны, судовладельцы понесут немалые убытки, а кроме того, уходит время – например, Охотоморская зимняя минтаевая путина заканчивается 31 марта, и рыбаки могут просто не успеть освоить квоты, в ожидании разрешения на добычу которых они простоят полторы-две недели.
Есть другой вариант. Все разрешения будут выдаваться перед выходом судна на промысел, но в каждом указан срок, в течение которого по нему можно работать. Да, компании сами будут определять эти временные периоды. Но каждый рыбак-практик понимает, что соотношение «количество-время» на промысле точно рассчитать невозможно. Метеоусловия, промысловая обстановка, своевременность перегруза и бункеровки, не говоря уже о поломках судового оборудования и т. д., – все это влияет на режим и график рыбалки. Если условия благоприятные, то судно освоит квоту – и будет простаивать, пока не наступит дата разрешения на освоение другой квоты. А если что-то помешало продуктивной работе в этом промысловом районе, то лимит полностью не будет выбран. Хотя в это время вполне результативно судно могло поработать несколько дней в соседней подзоне.
К слову сказать, разрешения в электронном виде, даже если их срочно узаконят, существенного влияния на ситуацию не окажут.
В стороне никому не остаться
Можно рассматривать и анализировать десятки возможных ситуаций на промысле, но результат будет единственным: полностью освоить все квоты компании не смогут. Ни при каких обстоятельствах. И это понимают не только рыбопромышленники, но чиновники от отрасли.
Тогда возникает закономерный и справедливый вопрос: а зачем вводить в Правила (…) изменения, направленные против предприятий отрасли, которые играют огромную роль в реализации отечественной продовольственной программы, платят немалые налоги в бюджеты всех уровней, не говоря уже о том, что дают прилично оплачиваемую работу десяткам тысяч рыбаков?
Может быть, таким образом государство пытается стимулировать укрупнение отраслевых предприятий, сократив количество небольших компаний? Такая задача ведь продекларирована руководством отрасли.
Тогда «под раздачу» должны попасть компании, которые создавались в период экономических реформ – небольшие, владеющие всего несколькими судами. Когда в российском рыболовстве ввели определение и закрепление долей на право добычи водных биоресурсов, именно у них промысловая история была недолгая, а доля в общем вылове по бассейну, соответственно, достаточно незначительная. Естественно, поэтому теперь им и приходится, чтобы обеспечить эффективную работу своего флота, приобретать квоты «на стороне». В случае если проект изменений в Правила (…) будет принят, деятельность многих из них будет серьезно затруднена. Например, в ООО «Каммаг» говорят, что видят большие проблемы и абсолютно уверены, что при «поочередной» выборке квот их освоение в полном объеме невозможно. Такого же мнения и специалисты ООО «Фиш рейн» и других камчатских компаний.
Но, оказывается, изменения в Правилах (…) касаются и крупных добывающих компаний рыбопромышленного комплекса страны. Озабочены возможными «нововведениями» и в колхозе имени В.И. Ленина, и в ЗАО «Акрос».
А при делах-то – рантье!
Так зачем вводить такие изменения в Правила (…)? По мнению некоторых рыбопромышленников, это делается с целью искоренить рантье – бизнесменов, которые продают доли квот на вылов ВБР своих компаний и получают от них доход, не занимаясь рыбопромысловой деятельностью.
Кто бы спорил, что само существование рантье в отрасли ненормально, в том числе и потому, что тормозит ее развитие. Но помогут ли тут меры, которые предлагает Федеральное агентство по рыболовству?
На первый взгляд, вроде бы да. Так как любое предприятие, купившее у рантье квоту, сначала будет осваивать собственные, а затем уже покупные, полностью выбрать последние не успеет – и тогда через несколько лет бизнесмен, живущий за счет продажи квот на добычу ВБР, останется ни с чем: «рыбным» законодательством предусматривается, что если пользователь в течение двух лет подряд осваивает менее 50 процентов квоты на какой-либо объект, то лишается своих долей.
Да, это вполне действенный способ борьбы с рантье, хотя и требующий времени. Только не стоит забывать, что предприимчивые и изобретательные господа обязательно придумают какую-нибудь «фишку», чтобы изменения в Правилах (…) не мешало им существовать по-прежнему. И получается – еще вопрос, насколько они пострадают.
А вот предприятия, которые занимаются рыбопромысловой деятельностью, в том числе и на квотах рантье, несомненно, понесут убытки – за счет простоев судов и недолова, причем, что тем более досадно, тех объемов, за право добычи которых они заплатили немалые деньги.
Кто работает – тот ест
Между тем, покончить с рантье можно куда более простым и эффективным способом. Нужно внести в отраслевую нормативную базу всего одно изменение.
В настоящее время пользователю, который передает (точнее, продает) свои квоты на освоение другим организациям, засчитываются эти объемы для определения доли на вылов ВБР. Это значит, что законодательство позволяет ему, «полеживая на печи», обеспечивать себе безбедное существование на долгие годы.
Но не логичнее было бы выбранные объемы покупных квот засчитывать тем предприятиям, которые и занимались их освоением? Ведь этими показателями компания на деле, а не на бумаге подтверждает работоспособность своего флота, его технический и технологический потенциал. А тем самым – право на вылов именно тех объемов ресурсов, которые фактически осваивает.
И тогда все встанет на свои места.