Газета «Рыбак Камчатки»

Рабочие мигранты на Камчатке: конкуренты или неизбежная необходимость?

С одной стороны, в последнее время на Камчатке развернулось масштабное строительство, в котором, как известно, самое непосредственное участие принимают трудовые мигранты. И количество желающих подзаработать здесь граждан из других республик заметно растет (уже в 2010 году их стало больше, чем в предыдущем на 23 процента (!)). С другой стороны, на полуострове растет и количество преступлений с участием зарубежных гостей (по данным ОВД по Камчатскому краю, за последний год показатели выросли на 10 процентов). Да и проблема безработицы местного населения не теряет актуальности…

Мигранты – люди, которые зарабатывают, или на которых зарабатывают? Очевидно одно: большинство из них едут на Камчатку не от хорошей жизни…

Любыми способами?

Недавно, по информации УВД по Камчатскому краю, в милицию позвонила старший продавец магазина «Камуфляж» – женщине «посчастливилось» иметь дело с предприимчивым иностранцем, пытавшимся заработать нестандартным способом.

В конце января в магазин пришел мужчина и, предоставив гарантийное письмо от ООО «Камчатгеология», получил товар на сумму более 100 000 рублей. Утром следующего дня старший продавец стала звонить по телефонному номеру, указанному в реквизитах гарантийного письма, однако он принадлежал частному лицу. Обратившись в Камчатгеологию, женщина узнала, что никто из работников ООО гарантийного письма для приобретения товаров в магазине «Камуфляж» не получал. Лжегеолог в этот день снова позвонил в магазин и сообщил, что сегодня вечером заедет докупить кое-что для работников Камчатгеологии, отправляющихся в командировку в отдаленный район Камчатки… В итоге выяснилось, что задержанный сотрудниками уголовного розыска мошенник оказался не имеющим российского гражданства 39-летним украинцем.

Несколько месяцев назад предприимчивый иностранец пытался устроиться на работу в Камчатгеологию. На бланках анкет предприятия он увидел реквизиты ООО и решил с их помощью подзаработать. Отсканировав документы и использовав программу «Фотошоп», гражданин Украины подделал гарантийное письмо.

- В 2010 году на миграционный учет было поставлено 19,5 тысячи иностранцев – на 23 процента больше, чем в позапрошлом году. Главная цель примерно 80 процентов приезжих «гостей» – заработать, – говорит замначальника ОФМС России по Камчатскому краю Алексей Верещагин. – Однако представители местных диаспор констатируют, что в последнее время стала улучшаться экономическая ситуация на Кавказе: в Азербайджане и Армении появляется работа, следовательно, постепенно исчезает необходимость мигрировать на заработки в Россию. Чего не скажешь о Средней Азии, чему послужили, в том числе, последние события на юге Киргизии.

На заседании межведомственной комиссии по миграционной политике были озвучены данные о количестве иностранцев, работающих на Камчатке. Большинство из них – граждане Узбекистана (более 3,5 тысячи человек), в 2 раза меньше людей из Украины, еще меньше – из Китая, Азербайджана и Киргизии. В подавляющем большинстве это низкоквалифицированная рабсила.

Камчатка для иностранцев в этом смысле действительно привлекательна. Во-первых, зарплаты здесь хоть и не самые большие, но заметно превышают предлагаемые мигрантам в других регионах. Во-вторых, работодатели здесь, как говорят, более порядочные, чем на материке, – «кидают» реже.

В 2010 Камчатка стала одним из лидеров по использованию иностранной рабсилы – квота в 3 557 рабочих мест освоена практически на 100 процентов. В прошлом году мест для желающих работать водителями автобусов даже не хватило. Правда, по личному опыту и рассказам знакомых могу сказать, что ездить в общественном транспорте с «зарубежными» водителями зачастую бывает страшновато. Иногда складывается впечатление, что человек вообще первый раз в жизни сел за руль, однако ему ежедневно доверяют жизни десятков людей! Конечно, квалификацию приезжих проверить на Камчатке практически невозможно. Сами мигранты порою даже не скрывают, что в их республиках любой разрешительный документ можно без проблем приобрести за 200-300$ (видимо, водительские права тоже). А сами камчатцы работать на общественном транспорте желанием не горят: условия труда тяжелые, а зарплата… Такой замкнутый круг получается.

Кроме того, около 400 человек в прошлом году получили патенты (они появились с июля 2010 года в связи с изменениями миграционного законодательства) – это разрешительные документы, дающие право работать у физического лица. Поэтому теперь обеспеченные камчатцы могут воспользовался услугами иностранных гувернанток, нянечек, садовников, рабочих по дому… И такая рабсила, оказывается, пользуется спросом: только за январь-февраль 2011 года оформлено 150 подобных патентов. Что ж, уроженцы бывших братских республик не гнушаются никакой работы. И это на руку нашим работодателям, которые не прочь лишний раз сэкономить.

Бесспорно, существуют предприятия, представители которых лично выезжают за границу, подбирают там работников, привозят их сюда за свой счет, расселяют в общежития – в общем, создают все условия. Однако зачастую это те же иностранцы с российским гражданством, помогающие таким образом «своим».

Но большая часть работодателей таким «человеческим» отношением к приезжим (а порой и к местным) рабочим все же похвастаться не может. Конечно, иностранные рабочие готовы трудиться в любых условиях: жить в бараках с туалетом на улице, работать по 12 часов в сутки, питаться лапшой или рисом в целях экономии денег, которые они потом нередко отправляют своим семьям на родину. И даже если их депортируют из России как нелегалов, они порой пытаются вернуться обратно, иногда – с поддельными документами, только бы хоть как-то прокормить себя и родных.

- В последнее время мы все чаще сталкиваемся с ситуацией, когда работодатель по всем правилам, с оформлением необходимых документов, привлекает на Камчатку работника, а тот вскоре «убегает» к другому работодателю, т. к. тот предложил ему зарплату на тысячу-две больше, – рассказал Алексей Верещагин. – Так получается активная внутренняя миграция, за которой очень непросто уследить. Все же человеку свойственно искать то, что лучше. Хотя лично я против увеличения квот на привлечение иностранной рабочей силы на Камчатку – надо каким-то образом формировать и привлекать местные кадры.

Конечно, если предположить, что количество квот будет постепенно уменьшаться, работодателям ничего не останется, как привлекать к себе на предприятия местное население. А это значит, что, в первую очередь, придется повышать заработную плату и улучшать условия труда. К тому же и российские деньги, пусть даже в виде зарплат, будут таким образом осваиваться в России, а не вывозиться за границу, что имеет реальное значение для нашей экономики.

За похлебку и сигареты

Однако предполагать – дело нехитрое, а реальная жизнь диктует свои правила. И сегодня мигранты на Камчатке – зачастую неизбежная необходимость. Так как в иных отраслях (строительстве, например) среди местного населения порою не хватает квалифицированных рук. Да и привлекать более дешевую рабочую силу работодателям никто не запрещал. Вот и получается, что слишком часто по незнанию российского законодательства, по простой безграмотности, да и просто потому, что люди находятся в чужой стране, где некому помочь и подсказать, – мигранты оказываются в очень непростых ситуациях.

- На протяжении двух последних лет к нам обращались работники одной крупной строительной организации – граждане Молдавии, – рассказал председатель Камчатской краевой организации профсоюза работников транспорта, геологодобывающих и производственных отраслей, член межведомственной комиссии по миграционной политике Олег Федоров. – На Камчатку они прибыли по контракту, т. е. в договоре были прописаны перечень работы, зарплата, другие условия. По окончании контракта, когда людям было пора возвращаться домой, у них начались задержки заработной платы, которые продолжались на протяжении нескольких месяцев. В итоге им пообещали оплатить дорогу на родину, а зарплату – перевести на карточку. Естественно, у людей возник страх: а вдруг не заплатят? И куда им потом обращаться? Где правды искать? Нам пришлось контролировать эту ситуацию до тех пор, пока зарплату им все-таки не выдали. И хотя мы занимаемся преимущественно проблемами российских граждан, на обращения мигрантов тоже стараемся незамедлительно реагировать, так как понимаем, что им зачастую приходится несладко.

Нередки случаи, когда граждане из ближнего зарубежья, прибывшие на Камчатку заработать на путине, возвращаются восвояси, не получив ни копейки. Почему? Потому что их договор между работником и работодателем существовал лишь на словах – мигранты иногда и фамилии «хозяина» не знают. И что происходит дальше? Заканчивается путина, а работодатель тихо «смывается», предварительно отключив телефон.

Или вот еще пример. Граждане ближнего зарубежья, несколько лет назад работавшие на восстановлении Корякии после разрушительного землетрясения, вообще трудились в суровых северных условиях за похлебку и сигареты. Зато на момент приезда очередной проверки рабочим выдавали новую спецодежду и аванс, дабы пустить пыль в глаза контролирующим органам… Почему случаются такие факты?

- Чаще всего иностранный работник идет на поводу «сладкого» обещания работодателя, который сулит, например, 9 тысяч рублей по контракту, а остальные «хорошие деньги» – в конверте, – рассказал Олег Федоров. – И мигрант по простоте душевной соглашается. В итоге предприимчивый работодатель поступает по закону – оплачивает труд согласно договору, а доверчивый мигрант остается с копейками. Скажу больше, такие случаи происходят регулярно. И эти деньги, если мигранты обращаются к нам за помощью, приходится буквально выбивать через прокуратуру, суды, трудовую инспекцию.

Часто граждане России и мигранты работают на каких-либо предприятиях, стройках в раздельных бригадах. Но наряду с тем, что работу они выполняют одну и ту же, зарплаты у них разные. А обставляется все это очень интересно. Если, например, нашему рабочему платят за месяц (за 40 часов работы) 28 тысяч рублей, то мигранту за тот же месяц работы вахтовым методом – по 12 часов и без выходных – обещают 35 тысяч рублей. И мигрант, не вникая в количество отработанных часов, считает, что получает больше. На самом же деле его зарплата оказывается чуть ли не в 1,5 раза меньше!

Кроме того, в связи с последними изменениями налогового законодательства, сегодня с мигрантов, работающих на территории РФ вахтовым методом менее полугода, будут брать налог в 30 процентов. То есть теперь зарплата иностранного рабочего уменьшится еще на 17 процентов.

- Из более чем 300 местных строительных организаций менее половины работают по принципу «белой» зарплаты. А ведь это наш с вами бюджет – новые дороги, дотации, зарплаты медиков и учителей, – рассказал Олег Федоров. – Мы считаем, что было бы замечательно, если бы правительство посодействовало заключению регионального соглашения по строительству, где можно было бы прописать минимальную заработную плату строителя выше нынешнего уровня (т. е. более 11 тысяч рублей). Это даст возможность вывести из сумрака «конвертную» зарплату, за счет чего значительно пополнится камчатский бюджет. И главное – это позволит создать привлекательные рабочие места для местного населения, а также равные условия конкуренции граждан РФ и мигрантов.

Мы всегда настаиваем на том, чтобы привлекали мигрантов только по признаку квалифицированности. А работников метлы и лопаты, например, можно найти и здесь, просто нужно повысить заработную плату.

Немало опасений о качестве работы возникает из-за низкой квалификации большинства мигрантов, которые едут работать на местные стройки. Сами посудите, какие специалисты прибудут на полуостров, если работодатели указывают в заявке для работы на сейсмоусилении плотников (монтажникам ж/б и металлических конструкций платить надо больше)? Или представьте себе плотников, которые вместо монтажников трубопроводов будут строить паропровод! А ведь есть и такая заявка.

Кроме того, существует проблема элементарного необеспечения иностранных работников средствами защиты (в целях экономии, разумеется). К сожалению, все это может привести к росту несчастных случаев. А так как страховые полисы мигрантам выдавать не полагается, то при несчастном случае им придется лечиться за свой счет…

Не поэтому ли обращений приезжих рабочих в профсоюзные организации в последнее время стало значительно больше?

- В связи со многими перечисленными проблемами мы планируем налаживать контакты с местными национальными диаспорами, объясняя им важность взаимовыгодного сотрудничества, – заключил Олег Федоров. – Поднимая уровень защиты трудовых прав работника-мигранта, мы защищаем и наших граждан.

Дарья ЧЕРНЕНКО.