Газета «Рыбак Камчатки»

Возможно все...

Ждать ли камчатцам разрушительного землетрясения?

Разговоры о возможном радиационном заражении Камчатки в последнее время немного поутихли. Зато появились новые – о предстоящем катастрофическом землетрясении. Знакомые предлагают прочитать памятку о том, как вести себя до, во время и после катастрофы, а соседи лихорадочно продумывают варианты срочной смены места жительства – подальше от опасного полуострова. Однако мы решили общей панике не поддаваться и обратиться со злободневными вопросами к заведующему лабораторией сейсмического мониторинга Камчатского филиала Геофизической службы Вадиму САЛТЫКОВУ.

- Вадим Александрович, жители полуострова заметили, что в последнее время Камчатку частенько «потряхивает», и после известных событий в Японии у многих начинается паника. Обоснованна ли она?

- Если давать сейсмическую оценку последней недели, то можно сказать следующее. Все, что происходит сейчас на Камчатке, – обычный для полуострова режим, а именно средний фоновый процесс. Конечно, в марте регистрировались ощутимые толчки (2–3 балла), однако это совсем не то, из-за чего стоило бы переживать.

- А сама японская катастрофа каким-то образом отразилась или может впоследствии отразиться на Камчатке?

- В настоящее время мы не видим никаких изменений в уровне сейсмичности Камчатки, которые можно бы хоть как-то связать с японским землетрясением. Однако мы находимся на северо-западе Тихого океана, в зоне субдукции, когда океанская плита «ползет» под материковую. Поэтому, с научной точки зрения, на Камчатке в геологическом плане очень сходные условия с Японией. И после таких сильнейших землетрясений, бесспорно, должно происходить какое-то перераспределение напряжений, однако мы этого пока не видим.

- Вы сказали, что причины землетрясений на Камчатке и в Японии сходны. А как влияет на сейсмическую ситуацию вулканическая активность на полуострове?

- Надо отметить, что вулканическая активность – это процесс другого уровня энергии, который в общем-то не сопоставим с энергией сильных землетрясений. Другими словами, это довольно слабый процесс в сравнении с разрушительными землетрясениями.

Однако у нас есть пример Карымского землетрясения 1996 года, когда одновременно с сейсмическим событием началась активизация вулканических процессов. Но на этот счет существуют разные теории, и далеко не все ученые указывают на прямую связь между землетрясением и извержением.
- В народе бытует мнение, будто именно весна и осень – время наиболее активного проявления сейсмичности на Камчатке…

- Хочу еще раз напомнить, что Камчатку трясет постоянно. Мы ежедневно регистрируем и обрабатываем десятки таких незаметных для большинства горожан толчков.

Однако если взять каталог Камчатки и выборку по сильным землетрясениям, то мы поймем, что такие природные явления в прошлом происходили в различные месяцы. Например, довольно сильные толчки ощущались прошлым летом (30 июля) на восточной окраине Авачинского залива. Следующее по энергии сейсмическое событие прошлого года произошло уже зимой, 23 декабря. Наверное, можно найти какие-то тонкие эффекты, связанные с сезоном, однако, как мы видим, они проявляются крайне слабо.
- Существуют ли краткосрочные прогнозы сильных землетрясений и насколько высока их оправдываемость?

- Нигде на планете проблема краткосрочного прогноза пока не решена. Однако случаи удачного краткосрочного прогноза имеются. Правда, их можно перечесть по пальцам. Самый знаменитый пример – Хайченское землетрясение в Китае 1975 года. Тогда благодаря точному прогнозу ученых людей успели эвакуировать, и количество жертв было несоизмеримо маленьким с мощностью природной катастрофы. Однако это не помешало через год после этого произойти Таншаньскому землетрясению, которое предсказать не удалось. К несчастью, тогда были зоны сплошных разрушений, погибли сотни тысяч людей.

Вообще, можно говорить о десятках методов, при помощи которых ученые изучают предвестников возможных землетрясений. К примеру, на Камчатке этим занимаются в Институте вулканологии и сейсмологии, в паратунском Институте космофизических исследований и распространения радиоволн, в Камчатгеологии. Кроме того, к нам поступают заключения от московских ученых из Института физики Земли, из петербургского Физико-технического института. То есть этой проблемой занимаются, и довольно активно.

- Почему же случаи удачных прогнозов так редки?

- Дело в том, что в основном все краткосрочные прогнозы основываются на длительных инструментальных наблюдениях. Фактически детальные сейсмологические наблюдения были начаты на Камчатке в 1962 году, то есть подробный материал о сейсмическом процессе в целом у нас накапливается только в течение 50 лет. Для науки данный отрезок времени – не срок.
Если говорить о долгосрочном прогнозе, то тут все несколько иначе. Конечно, в данном случае определяется место, где, возможно, произойдет землетрясение. Однако время предсказания растягивается на годы. Это дает возможность властям подготовиться к предполагаемой катастрофе (провести учения, организовать материальную базу и т. д.).

Среднесрочный прогноз распространяется на месяцы. Однако он тоже не означает, что нужно ночевать в палатках.
Вообще каждый живущий на Камчатке человек должен знать, что здесь возможно сильное землетрясение. И жить здесь, или не жить – каждый решает для себя сам.

- Последнее сильное землетрясение, вызвавшее 6–8-балльный сейсмический эффект и повреждения зданий в Петропавловске, произошло на Камчатке в 1971 году. Сейчас об этом ходят лишь легенды. Однако времени прошло немало. Разве очередное сильное сейсмическое событие – не неизбежная закономерность?

- Конечно, в Земле постоянно копится энергия, которая рано или поздно должна выходить наружу. А небольшими колебаниями Земля не «разряжается». Потому вероятное сильное землетрясение – вполне естественно.

- И какой долгосрочный прогноз существует на этот счет?

- Существует широко известный долгосрочный прогноз академика Сергея Александровича Федотова, актуальный в настоящее время. Недавно данный прогноз был уточнен на ближайшие 5 лет. Ученым выделен довольно большой участок южной части полуострова (от Авачинского залива до мыса Лопатка), где сохраняется наибольшая вероятность сильного землетрясения (магнитудой выше 7 и ?). Почему именно на юге? Потому что в основе данной теории лежит мысль о том, что очаги сильнейших землетрясений не должны перекрываться. Другими словами, если сильное землетрясение произошло в некоторой точке, то следующая природная катастрофа произойдет уже не здесь, а в другом районе. В настоящее время в рамках теории С.А. Федотова юг полуострова – наиболее вероятное место.

- Насколько интенсивно идет наблюдение за аномалиями сейсмичности полуострова?

- Отмечу, что у нас уже более 10 лет работает Камчатский филиал Российского экспертного совета по прогнозу землетрясений. Еженедельно ученые совета рассматривают заключения по сейсмичности на полуострове, полученные разными методами. И на основании этого пишется одно большое заключение, которое рассылается по фиксированному списку адресов. В этот список входит городская и краевая администрации, управление МЧС и др.

Кроме того, в Институте вулканологии уже около 30 лет работает подобный совет, организованный академиком С.А. Федотовым.

На настоящий момент мы не видим предвестников катастрофы.

- А где на полуострове расположены основные цунамиопасные зоны?

- Сюда относится все восточное побережье Камчатки и часть западного примерно до Усть-Большерецка. Кстати, известны следы древних цунами в Авачинской бухте. Однако спешу вас заверить, что Петропавловск в этом смысле находится в довольно неплохих условиях, так как ворота перед входом в бухту при возможном цунами должны значительно снизить силу волны. Хотя Большая и Малая Лагерная были в советское время расселены, как зоны повышенной цунамиопасности.

Добавлю, что после Суматранского землетрясения 2004 года (тогда в Индонезии от цунами погибло более 300 тысяч человек) во многих странах было принято решение о модернизации системы предупреждения цунами. Эта система существует и на Дальнем Востоке России. И, в частности, японское землетрясение данной системой было зафиксировано и обработано.
Но трагедия Японии состояла в том, что землетрясение произошло довольно близко от побережья, и цунами достигло острова за считанные минуты. Поэтому, даже получив предупреждение о надвигающейся волне, далеко не все успели спастись…

Марина ЗОЛОТАРЁВА.