Деньги тратятся впустую. Кому за это отвечать?Иван Трофимов в газете «Рыбак Камчатки», № 12 в День Всемирной метеорологической организации (далее – ВМО), Росгидромета и ГУ «Камчатское УГМС» (далее – управление), ответил на этот вопрос с иронией. |
Еще он намекнул о бесполезной трате миллионов рублей налогоплательщиков на содержание из федерального бюджета центра цунами на Камчатке. Если учитывать трагедию в самой передовой по технологиям Японии, когда не сработала система предупреждения цунами (далее – СПЦ), то без особого обоснования, но интуитивно автор был точен.
С определенным знанием дела «обыватель» написал, что в Петропавловске цунами бояться не надо. Однако ученые, специалисты по-другому думают (ведь деньги же надо потратить), и датчик цунами установили в колодце пирса в Авачинской губе, назвав его (для обывателя) АП Петропавловский маяк, а в скале закреплена рейка, нуль которой не в состоянии зафиксировать начало цунами – отход волны от берега (см. фото). А выдержит ли она многотонные удары цунами, как в Японии? С этим не согласился и ушел с должности бывший теперь начальник станции цунами Виктор Феофанов. Цитирую его докладную:
«На Камчатке нет ни одного регистратора цунами, поэтому были выделены средства для установки нескольких автоматизированных постов для инструментальных наблюдений за уровнем моря, в том числе и у входа в Авачинскую бухту (Петропавловский маяк). Мы ожидали, что специалисты ДВНИГМИ разработают грамотный проект для установки АП. Вместо этого предлагается установить его в мареографе, в Петропавловском порту, что будет пустой тратой средств по следующим причинам:
- в порту уже действует самописец уровня моря,
- мареограф расположен в ковше порта, куда не проникают волны цунами, поэтому установленная там аппаратура не будет иметь никакого отношения к службе предупреждения о цунами.
Утверждение специалистов о невозможности установки АП на Петропавловском маяке ничем не подтверждено, так как ими не были проведены предпроектные изыскания и не выбрано место.
Наши предложения следующие:
- провести рекогносцировку в районе Петропавловского маяка, выбрать несколько вариантов установки АП;
- то же предпроектные изыскания в предполагаемом месте установки АП (детальный промер глубин, высотная привязка);
- на основании полученных результатов составить техзадание на проектирование;
- после получения проекта оценить возможность установки АП.
Во всех планируемых пунктах установки АП на Камчатке гидрометеорологические условия примерно такие же, как на Петропавловском маяке, поэтому на примере этой установки можно было бы отработать дальнейшие действия по оснащению Камчатской службы предупреждения о цунами автоматизированными постами для регистрации цунами.
Начальник станции цунами В.А. Феофанов».
Однако, если спросят, например, у нового начальника А.В. Николаева, то он с огромным энтузиазмом будет доказывать бесценность своей «кормушки» и чиновников по федеральной целевой программе (далее – ФЦП), но наверняка промолчит об эффективности АП «Водопадная», находящегося в 50 милях к югу от Петропавловска на восточном побережье Камчатки. На установку только этого поста при его участии затрачено несколько миллионов бюджетных рублей,
т. к. привлекался вертолет для установки датчика цунами, велось строительство нового здания метеостанции взамен недавно сгоревшего – по беспечности руководства управления. Итог: АП не действует. Кто ответит за ущерб?
А что скажут налогоплательщики – рыбаки и моряки, которые вкладывают свои средства в работников службы цунами, ежеминутно следящих за «риском и послаблением последствий», чтобы вовремя забить тревогу?! А тревога оказывается такой, как 11 марта в Северо-Курильске (по Трофимову).
Учитывая печальный опыт СПЦ в Японии, можно с полной уверенностью сказать, что миллионы рублей не помогут спасти людей при теперешней СПЦ на Камчатке. Нужны более совершенные методы предупреждения и способы установки датчиков уровня моря, а не такие, как сейчас, – АП «Водопадная» и «Оссора», а также подаренный нам американцами «Handar» для Усть-Камчатска (статья в газете «Вести+ТВ» № 4, 26.01.2007 г.), который в ущерб людям не работает по халатности управления несколько лет.
Какие-то деятели, типа г-на Оршанского с Сахалина, выманили у правительства РФ сотни миллионов рублей на создание ФЦП по борьбе с цунами и теперь, поэтапно продляя ее, живут весело и вольготно! Придумали и яркое название ФЦП: «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ до 2010 года», продленной до 2015 года, не задумываясь о том, что эти миллионы лучше бы потратить на реальную защиту от жизненных ситуаций детей в России и построить им на эти деньги детсады.
Кстати, цунами-средства тратятся на реконструкцию (строительство) служебных зданий гидрометстанций под видом спасения от волн цунами, например, в Оссоре и Озерной (20 млн. руб. в 2011–2012 гг.).
Целесообразнее было бы создать ФЦП и тратить бюджетные деньги на реальную, ежедневную помощь штурманам, добровольно осуществляющим наблюдения 4 раза в сутки за погодой и морем по международной программе ВМО. Эта работа гораздо тяжелее кабинетной с телевизором – за цунами. Суда, добровольно проводящие наблюдения, регистрирующие и передающие данные метеорологических наблюдений, являются повседневным важнейшим компонентом Всемирной службы погоды!
Ведь коммерческие иностранные суда не прекращали наблюдения, а на Камчатке их данными пользуются бесплатно! В то же время, по «доморощенному» специализированному обслуживанию, ГУ «КУГМС» заключает платные договоры, и судовладельцы вынуждены, в противовес, отказывать в организации метеонаблюдений, которых до 1990 года было более 100, а сейчас – 3. Судно «Аметист», где мною была открыта СГ, тоже вело наблюдения. (К слову сказать, поиск его сделан не до конца, т. к. при падении самолетов в море применяют не только надводные методы, но и подводные лодки…)
Интересно, какими правительственными законами руководствуются экономисты, когда идет двойное налогообложение потребителей: первое – по законодательству, второе – неправомерное – за информацию по заявкам на гидрометеонаблюдения и расчеты, которые созданы за бюджетные средства государственных учреждений?
Штурманы и капитаны, понимая необходимость добровольных наблюдений, в условиях грабежа – 1 доллар за сводку по системе «Инмарсат», все-таки их ведут за свой счет, и неправ начальник управления М.И. Ишонин, когда в беседе с Мариной Золотаревой («Рыбак Камчатки» № 12 за 23.03.2011 г.) сказал, что «наши суда не хотят этим заниматься».
Не хотят не штурманы и капитаны судов, а их судовладельцы, ввиду безответственности руководителей, недостаточной требовательности Росгидромета и бесконтрольности чиновников в правительстве РФ, осуществляющих с помощью программы Всемирной службы погоды между государствами обмен национальными метео- и климатическими данными и оперативной информацией.
Они позволяют своевременно выпускать прогнозы и предупреждения о связанных с погодой стихийных бедствиях с тем, чтобы ежедневно фактически, а не виртуально по ФЦП, обеспечить, насколько это возможно, безопасность жизни и имущества, не выгоняя людей на сопки по псевдотревогам цунами в необорудованные места…
Еще в 1853 г. передовые державы организовали первое официальное международное метеорологическое совещание для добровольного координирования метеорологических наблюдений на море. Начиная с этого времени, метеонаблюдения с судов обеспечивают важнейший вклад во все более и более точные прогнозы погоды и предупреждения. Вместе с тем, находятся еще некоторые индивидуумы, которые не способствуют развитию наблюдений, т. к. они бесплатные.
Наблюдения не модернизируются, и наносится вред запретами, например, мне, ведущему океанологу, открывшему в сложных экономических условиях несколько СГ. Дальше эта работа, которой я три десятка лет руководил, прекращена с сокращением в 2008 г. судовой группы в ГМЦ, и поступление сводок с судов и станций мне отключено с 26.01.
Совершенно другое отношение у военных, которые не прекращали добровольные метеонаблюдения на судах. Видимо, все дело в ответственности и дисциплине.