Наука опровергает фантазииНынешние масштабы рыболовства гарантируют сохранение ресурсов минтая и зависимых от него других элементов экосистемы, считают ученые ТИНРО-Центра. |
В своем исследовании «Современные принципы управления ресурсами и промыслом минтая в России» специалисты отмечают, что в последние годы, особенно в связи с начавшимся процессом сертификации российского промысла минтая в Беринговом и Охотском морях по международным стандартам MSC, увеличился поток критических публикаций, которые далеко не всегда объективно оценивают ситуацию. Часть из них носит явно заказной характер и к объективной оценке системы управления ресурсами и промыслом минтая имеет мало отношения. Однако во многих публикациях, наряду с конструктивной критикой, соседствуют суждения, явно связанные с непрофессионализмом авторов или низкой информированностью их о реальной ситуации с прогнозированием запасов и обстановкой на промысле.
Как пишут авторы исследования, в 1990-е годы и даже в начале 2000-х на этом промысле наблюдались многочисленные нарушения Правил рыболовства, такие как выбросы молоди, сокрытие вылова, выполнение промысловых операций в запретных районах и в запретные сроки.
Однако в середине 2000-х годов на промысле минтая произошло кардинальное изменение ситуации в лучшую сторону. Во-первых, на Дальнем Востоке была образована Ассоциация добытчиков минтая, по инициативе которой были введены ограничения по выходу икры и расширены временные рамки промысла. Во-вторых, существенно скорректирована правовая база отрасли: изменился принцип распределения ресурсов – предприятия наделены квотами на 10 лет (рыбакам стало невыгодно рубить сук, на котором сидишь); разработана достаточно эффективная система санкций за грубые нарушения Правил рыболовства. В-третьих, увеличение запасов минтая во многих районах устранило «дефицит квот», увеличило наполнение долей предприятий. В-четвертых, существенно изменилась размерно-возрастная структура минтая в Охотском море, что привело к доминированию в составе запаса средне- и крупноразмерных особей, пригодных для производства любых видов продукции, в том числе икры, филе и обезглавленного минтая.
Кроме того, произошли изменения на внутреннем и внешних рынках рыбопродукции. Например, в 2010 г. на рынках Южной Кореи фактическая стоимость неразделанного мелкого минтая была сравнима с таковой на обезглавленного минтая в КНР, что являлось дополнительным экономическим стимулом для производства продукции из молоди и резко снизило ее выбросы.
Это не означает, что случаев нарушения Правил рыболовства, выбросов сырья нет вовсе, однако они уменьшились в разы, считают авторы исследования. Об этом свидетельствует и статистика береговой охраны ФСБ.