Два капитанаТорговая марка ЗАО «Акрос» известна не только камчатцам, но и в России, и в мире. Продукция этой рыбопромышленной компании не раз отмечалась медалями и дипломами на престижных выставках и конкурсах. Однако главное – это мнение потребителя. Особенным спросом пользуется рыбопродукция, произведенная на филейных траулерах Акроса, являющихся производственной основой предприятия. Их успешная работа позволила завоевать рынок, модернизировать флот, развить береговую инфраструктуру. Во многом это заслуга капитанов этих судов, многие годы отдавших рыбацкой профессии, сохраняющих и передающих молодым славные традиции. Поэтому и отмечают их заслуженными наградами. Капитан «Вилючинского» Аслан Рамазанович КАЙЧУЕВ удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, а капитан «Василия Головнина» Юрий Валерьевич ЧИРКОВ заслужил благодарность президента России. |
Рыбаки работы не боятся
Аслан Рамазанович Кайчуев родился на Кавказе, среди гор. Волею судьбы оказался на Дальнем Востоке и буквально влюбился в море. В 1962 году он приехал в колхоз «Ударник». Сначала был матросом, потом помощником капитана на МРС-1518. Через год стал курсантом школы усовершенствования кадров и на многие годы связал жизнь с рыбацкой профессией:
- Начинал работать на РСах, затем СТР «Талдан». Теперь много лет работаю на «Вилючинском».
Кстати, именно Аслан Рамазанович дал новому судну название города, которого еще и на карте не было, – просто ему было известно, что Петропавловск-50 скоро станет Вилючинском.
Всем экипажем строился «Вилючинский» на верфи в Норвегии. Получился мощный, начиненный современным оборудованием пароход. А.Р. Кайчуев с ностальгией вспоминает прежние времена:
- На филейных траулерах работать, конечно, проще. Но раньше было как-то интереснее, азарта больше. Мы полагались на интуицию, набирались опыта и могли рыбу находить без всяких приборов, даже без помощи гидроакустика. Сами знали, какой косяк идет куда и какой сырец можно добыть. Работы мы не боялись. Такое ответственное отношение к труду воспитывали в нас наши учителя. Первый, кого я вспоминаю с благодарностью, – Лев Николаевич Ширяев, он ходил со мной старпомом. Многие секреты мастерства открылись мне в общении с Фатихом Фатиховичем Фатиховым, который учил меня морским премудростям, даже швартоваться. Люди отстаивали честь парохода, всего предприятия и хранили преданность рыбацкой профессии.
Это подтверждают и коллеги капитана. Как говорят они, за время работы в Акросе А.Р. Кайчуев зарекомендовал себя высококвалифицированным специалистом, требовательным и ответственным капитаном, способным принимать грамотные решения и требовать беспрекословного подчинения членов экипажа.
Экипаж под его руководством всегда успешно справляется с выполнением рейсовых заданий по добыче и переработке морепродуктов. Причем за все время работы в должности капитана
А.Р. Кайчуев не допустил ни одного аварийного случая.
Свой огромный практический опыт рыбака А.Р. Кайчуев с успехом передает молодежи. За время долгой работы в море Аслан Рамазанович воспитал не один десяток высококлассных судоводителей.
За отличную работу многократно награждался ведомственными наградами, имеет знак «Почетный работник рыбного хозяйства России». Среди коллег, членов экипажа и администрации закрытого акционерного общества рыболовецкого предприятия «Акрос» пользуется большим уважением и авторитетом.
Заслуженное уважение
Как говорят рыбаки, есть капитаны, с которыми не хочется работать, которые не могут удержать рядом с собой специалистов. Но капитан-директор СРТМ-4000 «Василий Головнин»
Ю.В. Чирков не из их числа.
Его биография похожа на многие другие – трудовую деятельность в рыбной отрасли Камчатки Юрий Валерьевич начал с марта 1975 года после окончания Петропавловск-Камчатского мореходного училища и прошел трудный путь от матроса до капитана современного рыболовного траулера. Но отличает Ю.В. Чиркова от иных коллег-капитанов вдумчивое отношение к профессии, хорошие знания промысловой обстановки, способность принимать грамотные решения. Юрий Валерьевич, хоть и требовательный капитан, пользуется заслуженным уважением и среди экипажа, и у руководства компании. Он вникает во все проблемы подготовки к рейсу, старается как можно лучше организовать выход траулера в море. Вот и в день моего появления на «Василии Головнине» его капитан находился в управлении Акроса, где решал вопросы ремонта траулера.
«Что за человек ваш капитан, насколько он хороший рыбак?», – такой вопрос я задал встретившему меня на судне старшему помощнику Денису Владимировичу Кану:
- Очень хороший человек, высокий профессионал, грамотный руководитель. Много людей работает с ним еще со времени получения этого судна. Я не знаю тех, кто может сказать о Юрии Валерьевиче что-то плохое. Бывает всякое: и погорячится, накричит, но на самом деле он справедливый человек. Не зря рыбаки держатся за место в экипаже «Василия Головнина». Некоторые уходят на пенсию, но костяк, сформировавшийся за много лет, сохраняется.
Отметил старпом и профессиональные качества капитана:
- Юрий Валерьевич – хороший рыбак, опытный. С годами к нему пришло понимание, где и когда искать рыбу. Он, проработавший всю жизнь в рыбной отрасли, об этом знает все. С ним у экипажа не возникает трудностей в поиске и добыче рыбы. Я работаю с ним 8 лет, и всегда в любом рейсе экипаж выбирал квоты, которые нам выделяли, вне зависимости от того, хорошая или плохая рыбалка. Рыбу надо не только выловить, но и организовать ее обработку. И экипаж под руководством Ю.В. Чиркова успешно с этим справляется, выпуская высококачественную продукцию.
Огромным багажом практических знаний Ю.В. Чирков делится с молодежью, одновременно повышая свой профессиональный уровень. У него многому можно поучиться, говорит Д.В. Кан, поскольку капитан не держит «при себе» профессиональные секреты: «Ведь мы находимся “в одной лодке”, и успех рейса зависит от слаженности действий всего экипажа, всех служб – штурманской, механической, добычи. Никаких у нас секретов друг от друга нет. Люди учатся в училищах и университетах, но опыт приходит только на производстве. Все, что я знаю в рыбной отрасли, я получил во время общения с Юрием Валерьевичем».
Мнение старшего помощника подтвердил и старший механик «Василия Головнина» Виктор Алексеевич Брылев:
- Что наш капитан – хороший рыбак, видно и по результатам прошлого рейса. Рыба была постоянно, работой экипаж был обеспечен. Юрий Валерьевич – хороший рыбак, хороший производственник, хороший человек. И об этом говорит то, что народ на судне держится. А это во многом зависит от капитана, от его умения работать с людьми, организовать рыбалку.
Своим мнением о капитане Ю.В. Чиркове поделился лидер камчатского профсоюза рыбаков И.С. Коваленко:
- Главное, что отличает Юрия Валерьевича – ответственность. Его всегда интересовали проблемы отрасли, он непременный участник рыбацких форумов. Нечасто сегодня руководители интересуются насущными проблемами простых рыбаков. Ю.В. Чирков – тот редкий случай. Недаром на протяжении долгого времени он является одновременно и членом совета директоров предприятия, и входит в профсоюзный комитет.