«Безликая» торговля не на пользу российской рыбеВ этом году международная выставка в Брюсселе прошла без камчатских рыбаков. Выловленная ими рыба в Европу все же добралась, однако экспонировалась без указания происхождения. |
Брюссельская выставка собрала промышленников, переработчиков и ретейлеров рыбной продукции со всего мира. Среди множества видов морепродуктов был представлен и лосось, как дикий, так и выращенный в искусственных условиях. Центральное место в экспозиционном ряду принадлежало аляскинским рыбопромышленникам, представлявшим дикого лосося, сертифицированного по стандартам MSC. Но, как выяснил WWF, на выставке можно было найти и камчатскую рыбу. Правда, узнать о ее происхождении представлялось возможным только из личной беседы с сотрудниками компаний.
К примеру, родиной аккуратно упакованного филе лосося, представленного на стенде компании «Джангзидао», оказалась Камчатка. Эта компания – одна из крупнейших в Китае, специализирующихся на искусственном воспроизводстве гребешка, морских ежей и других морепродуктов для продажи на внутреннем рынке. «Джангзидао» также занимается переработкой рыбной продукции, ежегодно закупая от 6 до 10 тыс. тонн лосося (кеты и горбуши). Сырье привозят с Аляски, из Новой Зеландии и России, с камчатских промыслов, перерабатывают и в виде филе и стейков экспортируют в страны Евросоюза.
Камчатскую рыбу китайская компания приобретает у оптовиков, в Китае. Между тем, руководитель отдела переработки «Джангзидао» отметил, что крайне заинтересован в прямых контактах с российскими поставщиками: «Я не хочу просто покупать контейнеры с рыбой у китайского трейдера, я хочу построить долгосрочные и надежные отношения с российскими рыбопромышленниками, на которых можно положиться в плане легальности происхождения их продукции, – отметил представитель компании, – я готов говорить об инвестировании, я готов многое обсуждать с такими партнерами».
Икра камчатского лосося оказалась и в красивых, сувенирного вида, баночках московского переработчика – группы компаний «Лабиринт». Компания имеет собственный промысел на севере Хабаровского края, ежегодный оборот икры – 250 тонн. Из них 150 добыты в Охотском районе, а 100 – закуплены у разных, в том числе и камчатских промышленников.
«Как оказалось, камчатские рыбопромышленники предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления, не вкладываясь в развитие стабильных долгосрочных торговых отношений, которые предусматривают кроме коммерческой взаимной выгоды еще и заботу о добываемом ресурсе, – подытожил координатор морской программы Камчатского/ Берингийского экорегионального отделения WWF Анатолий Декштейн. – Кроме того, политика “безликой” торговли явно не способствует продвижению камчатского дикого лосося, как бренда на мировых рынках».