Коренные народы будут с рыбой?19 мая состоялось совместное заседание двух комитетов краевого Заксобрания – по делам коренных малочисленных народов Севера и по рыболовству, природным ресурсам и аграрной политике. Вопрос обсуждался один – обеспечение доступа в 2011 году лиц, относящихся к коренным народам и проживающих в Алеутском, Быстринском, Усть-Камчатском, Усть-Большерецком, Елизовском, Соболевском, Мильковском районах и Петропавловске-Камчатском к водным биоресурсам, в отношении которых ОДУ не устанавливается. |
Закон наделяет коренные народы правом на рыболовство. Чтобы иметь возможность во время лососевой путины на законных основаниях выйти на рыбалку, им нужно было подавать соответствующие заявки. Но далеко не все, кто хотел порыбачить и поесть рыбки, сделали это. Если по четырем районам Корякского округа это можно объяснить тем, что люди могли находиться далеко от поселков, на стойбищах, речках, где месяцами не дождешься вертолета, то на юге края ситуация иная. Здесь в пределах доступности и краевой центр, и Елизово, и Вилючинск, и транспорт ходит, и почта исправно работает. К тому же СВТУ Росрыболовства в начале августа прошлого года уведомило всех руководителей муниципальных образований и депутатов о необходимости организовать сбор заявок. И, тем не менее, заявки поступали в очень ограниченном количестве. Может быть, коренные народы уже не хотят есть лососей или не умеют добывать их традиционными способами? Вряд ли – и зов крови, и потребность в пище, которой веками питались их предки, и экономическая необходимость будут толкать представителей коренных народов к реке. И здесь они встретятся с контролирующими органами. Может возникнуть такая же ситуация, как в прошлом году, когда коренные народы чуть было огулом не были зачислены в браконьеры (хотя, по мнению их представителей, это были общины, не имеющие никакого отношения к коренным народам).
Если по районам Корякского округа решение достигнуто – на каждое физическое лицо, проживающее в муниципальных образованиях, будет выделен определенный объем рыбы для личного потребления (на востоке побольше, на западе – поменьше), и они получат право ловить рыбу, то с южными районами (где тоже живет коренное население) нужно было определить, откуда взять дополнительные объемы лосося, чтобы обеспечить им тех, кто не успел подать заявки, и как наладить механизм поступления его на стол, чтобы не возникало конфликтов.
Конечно, можно спросить с краевой Ассоциации КМНС, почему не был организован сбор заявок, и теперь в пожарном порядке во время открытия путины приходится решать, как обеспечить людей рыбой. Но насколько я понял, представители КМНС не очень трогательно относятся к этим бумагам. Ведь, к примеру, дети и пожилые люди далеко не всегда могут правильно оформить заявку. Свою принадлежность к коренному населению надо доказывать в суде (хотя в свидетельстве о рождении есть записи о том, кто по национальности были отец и мать). К тому же порой процедура эта бывает унизительной. Да и получение по заявке листа учета еще не гарантирует, что человек сможет порыбачить. Лист учета можно передать по доверенности, и неизвестно кто воспользуется им. В итоге можно получить нагрузку на нерестовые реки, а коренные народы так и не получат рыбу. На берега выйдут общины, которые просто возьмут уставные документы, но не включат в бригады ни одного представителя КМНС (в прошлом году совместно с оперативной группой СВТУ было проверено 30 общин. Из них 20 не имели в своем составе коренных жителей полуострова).
Выход сейчас представляется один – выделить дополнительные объемы лосося для социально значимых общин, которые обеспечивают занятость населения, участвуют в социальной жизни муниципальных образований и имеют возможность выловить дополнительные квоты, чтобы обеспечить рыбой тех, кто по какой-либо причине не смог подать заявки, а также социально незащищенные категории граждан – пожилых людей, детей и матерей-одиночек.
На заседании ни представители СВТУ, ни краевого министерства рыбного хозяйства, ни депутаты заксобрания не были против выделения дополнительных объемов для того, чтобы накормить коренное население (цифры там не такие уж значительные). Но вопросов у участников заседания к разработчикам этого предложения была масса. Каков механизм наделения дополнительными квотами, кто будет контролировать распределение рыбы, откуда взять дополнительные объемы? Чтобы рыба не «уплыла» мимо коренного населения, предлагается заключать трехсторонние договоры между краевой, районными ассоциациями коренных народов и общинами, и поставить это под контроль краевой ассоциации и заксобрания.
Раньше все было гораздо проще. Квоты выделялись ассоциациям, они вылавливали рыбу и раздавали людям для личного потребления. При этом договаривались с рыбаками и общинами, какое количество рыбы они возьмут для возмещения затрат на ее добычу (ведь бесплатно ловить никто не будет). С каждым годом механизм поступления рыбы для личного потребления становится все сложнее. Но таково сегодня законодательство. Его изменение – дело будущего. А решать, как накормить рыбой коренное население, приходится сегодня, чтобы не допустить конфликтов.
Но почему это надо решать вместе с открытием путины, отнимать дополнительные объемы у промышленного рыболовства, почему нельзя было, спрашивали участники заседания комитетов, представителям КМНС заранее разобраться, какая община является «липовой», а какая социально значимой, и не попросить СВТУ перераспределить выделенные им квоты, к слову сказать, немаленькие – более 6 000 тонн (кстати, из года в год коренные народы не осваивают и половины выделенных объемов, но регулярно просят их увеличения)?
Дело не в недоосвоении – выделенные объемы осваиваются порой с превышением, объясняли представители коренных народов депутатам. Проблема – в отчетности и мониторинге, который должно проводить СВТУ. Но здесь поле для деятельности и для ассоциаций коренных народов – они должны работать с общинами, бригадами, людьми, чтобы после окончания путины народные избранники и контролирующие органы могли оценить, насколько правильными были их решения, и действительно ли выделение дополнительных объемов рыбы помогло накормить представителей коренных народов рыбой, а не пополнить карманы дельцов.
Вопрос о выделении дополнительных объемов пока решается.