Законодатели изменили порядок регистрации судовСовет Федерации поддержал поправки в Кодекс торгового мореплавания РФ. Исключены избыточные функции Ространснадзора и Росрыболовства по выдаче разрешений на регистрацию капитанами морских портов судов в бербоут-чартерном реестре. |
На заседании 8 июня сенаторы одобрили Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации». Поправки направлены на приведение российского законодательства в соответствие с международными договорами, а также на уточнение функций федеральных органов исполнительной власти в соответствии со структурой правительства.
Кроме того, документом предусмотрены изменения в порядок регистрации судов под Государственным флагом РФ, в правовой режим судов, зарегистрированных в Российской международном реестре судов и др.
Закон устанавливает, что каботаж могут осуществлять все суда под российским флагом, в том числе флот, зарегистрированный в Российском международном реестре судов. Урегулирован вопрос иной деятельности во внутренних морских водах или территориальном море России в зависимости от принадлежности к флагу. Российские суда могут осуществлять все виды деятельности (поисково-спасательные операции, буксировку, гидротехнические работы, ледокольную проводку и др.) без ограничений, а иностранные суда – в случаях и порядке, установленном правительством, или на основании двусторонних договоров между Россией и государством флага судна.
Поправки уточняют функции государственного надзора за торговым мореплаванием. Ространснадзор будет следить за соблюдением международных договоров и российского законодательства в сфере торгового мореплавания, а также осуществлять расследование аварийных случаев с судами. Полномочия капитана морского порта по расследованию аварий упразднены.
Также, как отметили в министерстве, исключены избыточные функции Ространснадзора и Росрыболовства по выдаче разрешений на регистрацию капитанами морских портов судов в бербоут-чартерном реестре РФ. Регистрировать такие суда будут непосредственно капитаны морских портов, что существенно сократит срок регистрации судна под российским флагом. Срок регистрации судна в бербоут-чартерном реестре ограничивается только сроком действия договора фрахтования (но не менее 1 года).
Установлено, что при сдаче в бербоут-чартер иностранному фрахтователю судно в обязательном порядке должно быть переведено под флаг иностранного государства, что позволит обеспечить соблюдение трудовых прав членов экипажей. Ранее требование о переводе под флаг иностранного государства обязательным не являлось.
Процедуру классификации и освидетельствования судов законодатели привели в соответствие с международными конвенциями в области торгового мореплавания. Упразднено понятие «технического надзора за судами» и введены понятия классификации и освидетельствования судов. При этом классификацию и освидетельствование судов, зарегистрированных в российском международном реестре, наравне с российскими организациями могут осуществлять и иностранные классификационные общества по выбору судовладельца.
Нормы, касающиеся регистрации торговых судов и судов рыбопромыслового флота, объединены и унифицированы. Все суда под российским флагом будут регистрироваться в одинаковом порядке на основании Положения о регистрации судов, утверждаемом минтрансом России. Поправки предусматривают ведение централизованного учета зарегистрированного в РФ флота (электронного реестра судов).
Из КТМ исключено требование обязательного захода судна в российский морской порт для регистрационных действий, если оно приобретено за рубежом.
Установлена система определения минимального состава экипажа (порядок назначения минимального состава будет определять минтранс России, а свидетельство выдавать капитан порта).
В министерстве транспорта также пояснили, что закон устранил неопределенность в функции издания правил дипломирования членов экипажей морских судов. Новая редакция позволяет издать единые правила для дипломирования всех моряков и рыбаков по одинаковой схеме. Эти правила будут устанавливаться приказом минтранса России.
Для координации российского законодательства с европейским введена возможность запрета капитаном морского порта на заход в российские порты судов, существенно несоответствующих требованиям в области безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения. Минтранс России наделен функциями по изданию порядка осуществления государственного портового контроля за судами и ведения централизованного учета такого контроля.
Пределы гражданской ответственности за ущерб, причиненный в результате разлива нефти, перевозимой в качестве груза, приведен в соответствие с Международной конвенцией.
Кроме того, в Кодекс торгового мореплавания внесены положения о гражданской ответственности за загрязнение окружающей среды бункерным топливом, а также опасными и вредными веществами.
Напомним, что министерство транспорта также выступало за внесение в КТМ поправки, в соответствии с которой из состава рыбопромыслового флота исключались все типы судов, кроме добывающих. С резкой критикой изменений, противоречащих комплексному характеру рыболовного промысла, выступил Координационный совет рыбохозяйственных объединений Дальнего Востока. Соответствующие обращения представители рыбацкой общественности направили в высшие органы власти. 27 мая в ходе совещания у вице-премьера Сергея Иванова было принято решение исключить из перечня одобренных правительством поправок в Кодекс торгового мореплавания поправку в ст. 7. «Хорошо, что благодаря твердой позиции Росрыболовства и быстрой реакции рыбаков удалось отбиться», – заявил по этому поводу один из авторов обращений, президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев.