Газета «Рыбак Камчатки»

Лосось осваивает Северный морской путь

Рыбацкая путина закончилась, «путина» по продаже рыбопродукции только начинается. И она не менее сложная и насыщенная рисками.

Лососевая путина этого года, как и два года назад, – рекордная. Цифры вылова зашкаливают за все исторические данные. Но, как и два года назад, на рекордной путине так же «рекордно» пытаются заработать различные посредники и монополисты. Оптовые покупатели рыбопродукции не спешат приобретать свежий груз с транспортных судов, прибывающих из районов промысла во Владивосток. Дополнительные убытки производители несут и от простоев с транспортом: на этот раз железная дорога «неожиданно» начала испытывать трудности с колесными парами, из-за чего тормозится процесс отгрузки.

В поисках выхода часть камчатских рыбопромышленных предприятий обратила внимание на Северный морской путь – кратчайший между европейской частью России и Дальним Востоком. Главное препятствие прохода судов по СМП – лед, дорогу в котором для судов должны пробивать ледоколы, в последнее время под воздействием потепления климата и таянием льдов в Арктике стало исчезать. И первая партия рыбопродукции с Камчатки, произведенная ОАО «Колхоз им. Бекерева» и Тымлатским рыбокомбинатом, отправилась этой исторически сложившейся транспортной коммуникацией России в Арктике в Санкт-Петербург.

Как удалось «обойти» приморский транспортный «узел» и чего ждут рыбаки от реализации проекта доставки рыбы в европейскую часть России Северным морским путем, мы беседуем с генеральным директором ОАО «Колхоз им. Бекерева» Борисом Леонидовичем Лаврентьевым.

- Борис Леонидович, как прошла путина-2011 для колхоза?

- Предприятие выполнило плановые показатели по добыче лососей, освоило порядка 25 тыс. тонн сырца. В целом, путина прошла хорошо. Могла бы пройти и лучше, но из-за недостатка обрабатывающего флота недобрали несколько тысяч тонн. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность нашим партнерам по совместной деятельности – благодаря их слаженной работе и поддержке во многом стало возможным получение высокого результата.

С хорошими производственными показателями отработали и колхозные мощности. Ритмичная работа основных активов – берегового перерабатывающего комбината «Хайлюлинский» и плавзавода «Святой Владимир» обеспечили получение рекордного результата по выпуску рыбопродукции. Это, в свою очередь, стало возможным благодаря тому, что мы заблаговременно зафрахтовали транспортные суда на весь период рыбалки и снизили потери от простоя мощностей. Этому нас научил 2009 год, когда не было постоянных контрактов, и перегрузчики «подбегали» за грузом рыбопродукции в зависимости от того, есть ли у них место в трюме. Мы оцениваем экономическую деятельность нашего предприятия в период путины-2011, как более эффективную, чем это было раньше.

- Как традиционно отправляли рыбопродукцию на внутренний рынок России, и почему отказались от этого пути?

- Обычно мы и наши соседи отправляли рыбопродукцию во Владивосток. В рыбные годы это регулярно приводило к кратковременному логистическому коллапсу в портах Дальнего Востока и на железной дороге. В 2009 году было большой проблемой размещение продукции на складах для её последующей реализации. Как вы знаете, тот год был рекордным по вылову. Когда наука дала прогноз большого подхода лососей, никто особенно на это не настраивался. До путины-2009 у нас были предложения по размещению продукции в портах Дальнего Востока, были договоренности и о её дальнейшей транспортировке. Однако, когда прогнозы оправдались, инфраструктура портов и транспорта оказалась к этому не готовой. По заполнении складов рыбой, их владельцы стали применять так называемую «прогрессивку» – в одностороннем порядке увеличивать ставки хранения по истечению нескольких дней нахождения рыбы на складе. Это повысило оборачиваемость складов, но вынуждало рыбаков любыми разумными способами находить применение своему товару. Это усиливалось тем, что договоренности по хранению продукции, которые были нами достигнуты до начала путины, иногда вообще не выполнялись. Мы привозили свой груз и выясняли, что хранить его негде. В результате простаивали суда, накручивались штрафные санкции. И приходилось соглашаться на любые условия размещения продукции. Все это приводило к тому, что мы старались избавиться от продукции во избежание дальнейших логистических издержек. А значит, продавали рыбу по низкой цене.

Во избежание этих проблем, в целях реализации продуманной сбытовой политики – в соответствии с потребностями рынка, с использованием его благоприятной конъюнктуры, мы приняли решение часть продукции направить в Санкт-Петербург, минуя транспортные узлы Дальнего Востока. Таким образом мы планируем разместить товар на хранение, и реализовывать его постепенно, сообразно балансу спроса и предложения.

- Как предприятие решилось на такой нетрадиционный для Камчатки шаг? Ощущаете ли уже его результаты?

- Решение было в какой-то степени эмоциональным, но оно, безусловно, экономически более оправдано по сравнению с прежней схемой. Как только акционеры колхоза поставили задачу реализовывать проект перевозки рыбы Северным морским путем, администрация общества принялась отрабатывать пути ее решения – подобрать транспортное судно, найти места хранения, партнеров по сбыту и многое другое.

Таким образом, мы, по сути, запускаем альтернативный, ранее неиспользовавшийся транспортный поток, который более сбалансированно задействует логистические возможности РФ и окажет благоприятное воздействие на формирование рыночной цены в центральной России. Если говорить про маркетинговую стратегию, то ее основой должен являться выход на средне-оптовых клиентов. Трудности, о которых я говорил ранее, позволяли работать только с крупным оптом. Ведь, для работы в этом сегменте рынка нужно разместить продукцию на склад и потом продавать её средними партиями. Это возможно там, где есть спокойная, без «прогрессивки», возможность хранить продукцию и относительно небольшое расстояние до потребителей. Мы рассчитываем, что это также позволит нам оказывать большее влияние на формирование конечной цены на нашу продукцию, что в конечном итоге благоприятно скажется на розничных ценах.

Другое важное позитивное воздействие нашего проекта чувствуется уже сейчас – ОАО «Колхоз им. Бекерева» и Тымлатский рыбокомбинат, разгрузив частично дальневосточные порты, снизили остроту проблем, которые были в 2009 году. Многие рыбаки помнят уроки той путины и, тоже выбирают новые направления сбыта продукции. В результате спекулятивных настроений стало меньше. Мы это чувствуем – часть нашей продукции тоже идет во Владивосток, и мы знаем, что при её хранении применяются разумные ставки.

- Каким образом отправили продукцию Северным морским путем?

- Зафрахтовали транспортный рефрижератор «Берег надежды», подписали контракт. Надо сказать, что контракт обременительный, финансовое обслуживание которого требует привлечения значительных кредитных ресурсов. В наших планах – ходатайствовать перед правительством Камчатского края о выделении субсидий на обслуживание этого контракта, на финансирование которого у общества нет оборотных средств – рыба еще не продана. Мы рассчитываем на поддержку этого начинания, учитывая важное социальное значение проекта, его направленности на развитие экономики, решение транспортных проблем Дальнего Востока. Надо сказать, что несмотря на очевидные преимущества, проект в немалой степени насыщен рисками – переход Севморпутем сам по себе непрост. Да и в новом регионе нас не ждут с распростертыми объятиями – нам придется работать в сложной конкурентной среде со сложившимися рыночными условиями и ограничениями. Возможно, одной из форм поддержки может явиться субсидирование расходов на страхование транспортировки груза. Эти вопросы следует обсуждать.

- Собираетесь ли продолжить отправку рыбы морем?

- Нам предстоит провести в 2011 году большую работу по выходу на новые рынки сбыта. Это задача со многими неизвестными. Разумеется, мы переживаем за благоприятный исход дела и предпринимаем все необходимые меры к получению положительного результата. Сейчас «обустраиваем» договорную базу проекта, занимаемся оформлением сопроводительных документов, подготовкой к таможенному транзиту, готовим приемные мощности и инфраструктуру сбыта. Работа большая и завершена она будет только с получением выручки от заключительного «хвоста».

Будет ли в 2012-2013 годах реализовываться такая логистическая схема, покажет время. Все зависит от того, каким будет результат.

- Почему эта стратегия не была реализована раньше, в том числе для донно-пищевых видов рыб?

- Я считаю, что наша продукция пока, за исключением отдельных видов морепродуктов, проигрывает по ценам той, которая добывается в акватории морей, окружающих Европу – за счет длинного транспортного «плеча». И я думаю, что наш дикий лосось, которому нет альтернативы в европейской части России, является, к сожалению, почти единственным продуктом, реализация которого экономически целесообразна в центральных регионах. Донно-пищевые виды рыб – камбала, минтай, треска, добываются в непосредственной близости от конечных потребителей, и мы никогда у них не выиграем. У камчатских рыбаков имеется больше оснований продавать белорыбицу на экспорт или в регионы до Урала, чем в центральную Россию.

- Чувствуется ли заинтересованность в проекте перевозки рыбы по СМП правительства края?

- Да. Я хотел бы выразить благодарность за поддержку этого проекта и со стороны министра рыбного хозяйства края В.М. Галицына, и со стороны ассоциации рыбопромышленников Камчатки. Нам очень помогает умный, государственный подход к ведению дел со стороны руководителя Агентства по ветеринарии Камчатского края М.А. Ништа. Заметно, что этот проект воспринимается, как важный и перспективный для большого количества камчатских рыбаков; в его развитие проводится большая подготовительная работа. По своей природе вопросы льготного таможенного оформления, выделения субсидий, других мер поддержки, имеют инерционный характер. Они требуют внимательного рассмотрения, принятия соответствующих решений, при необходимости, на уровне законодательной базы. Поэтому конкретных результатов по поддержке проекта пока нет, да мы сейчас на это и не рассчитываем.

Наши ожидания, в этом смысле, связаны с поддержанием положительного «фона» проекта и создания благоприятствующих условий для реализации таких проектов на 2012-2013 и последующие годы.

Если мы сдюжим – я уверен, что эту модель повторят многие. В противном случае это станет предостережением для камчатских рыбаков. Но мы уверены в успехе, как и в то, что это нужно для нашего края.

Сейчас транспортный рефрижератор «Берег надежды» закончил загрузку в районе промысла и осуществляет переход для таможенного оформления в Петропавловск-Камчатский. К середине сентября, преодолев свыше 14 тыс. километров, «Берег надежды» должен добраться до северной столицы.

Максим ТРУШ.