Газета «Рыбак Камчатки»

Река Озерная - конфликт интересов

О судьбе реки Озерная и крупнейшего на северо-востоке Азии нерестилища нерки – озера Курильского – очень эмоционально и резко высказались на встрече с Владимиром Илюхиным жители села Запорожье, которое расположено, как и поселок Озерновский, на разных берегах одной и той же реки – самой биопродуктивной на нашей планете, по оценке руководителя ФАР Андрея Крайнего.

Вот что говорили местные жители: «Озеро пустое. Первые речные рыбалки не пропускают рыбу на нерест. Третья рыбалка практически ничего уже не ловит. Промысел ведется с грубейшими нарушениями Правил рыболовства, на которые никто не реагирует. Колхоз “Красный труженик”, некогда крупнейшее предприятие в Усть-Большерецком районе, лучший налогоплательщик, градообразующее предприятие в селе Запорожье, владелец этого третьего речного участка, влачит жалкое существование, не способен поддерживать социальные программы родного села, которому уже более ста лет, сворачивает производство, вынужден сокращать количество рабочих мест».

- То есть, – спросил губернатор у председателя рыболовецкой артели Михаила Пузырева, – если рыбалка будет осуществляться без нарушений Правил рыболовства, то ваш колхоз будет функционировать нормально, снимутся все проблемы, о которых говорили колхозники?

- Да, – заверил губернатора Михаил Павлович. – Нужно только навести порядок.

- К сожалению, у органов власти субъекта федерации нет полномочий по контролю и надзору в области рыболовства. Это компетенция ФАР, куда мы обязательно обратимся, – сказал губернатор.

Но специалисты данного агентства ответили однозначно: промысел нерки ведется в соответствии с Правилами рыболовства, без грубых нарушений и не препятствует заполнению нерестилищ.

Колхозники с этим мнением не согласились.

Будучи членом общественного лососевого совета при главе Усть-Большерецкого района, М.П. Пузырев обращается в совет с просьбой рассмотреть вопрос о регулировании рыболовства в бассейне реки Озерная и заполнении нерестилищ озера Курильское.

Ассоциация рыбопромышленников Озерновского региона (в которую входит и «Красный труженик») внесла предложение рассмотреть этот вопрос не на уровне колхозного собрания в селе Запорожье, а на «площадке» главного научного рыбохозяйственного центра Камчатки – КамчатНИРО с приглашением ведущих специалистов и КамчатНИРО, и Северо-Восточного территориального управления, и Росприроднадзора, а также министерства рыбного хозяйства и заксобрания Камчатского края, чтобы получить компетентный ответ на все те вопросы, которые были поставлены местным населением, проживающим в бассейне реки Озерная, перед губернатором.

И глава администрации Усть-Большерецкого района, и члены совета поддержали это предложение. Оно согласовано и с руководителями тех федеральных и региональных структур, которые были компетентны дать свое заключение о поднимаемых проблемах.

Пусты ли нерестилища озера Курильское?

4 октября 2011 года в конференц-зале КамчатНИРО прошло выездное заседание общественного лососевого совета совместно с ассоциацией рыбопромышленников Озерновского региона и представителями всех тех органов и служб, которые приняли участие в его работе.

Сотрудниками КамчатНИРО – Владимиром Дубыниным (бассейн реки Озерная) и Евгением Шевляковым (бассейн реки Большая) – специально были подготовлены доклады, качество которых всеми присутствующими было оценено очень высоко.

И что же выяснилось?

Состояние запасов лососей здесь за последние 10 лет достаточно стабильное. Средний ежегодный вылов нерки за этот период – 16,3 тысячи тонн. Наивысший вылов приходится на 2007 год – 22,3 тысячи. Общий вылов 2011 года – 19 400 тонн. Конечно, если бы не было крупномасштабного дрифтерного промысла в море, то уловы нерки были бы еще выше.

Заполнение нерестилищ озера Курильское производителями отслеживается поштучно: в 2011 году на нерест зашло 1 730 тысяч самцов и самок нерки – вполне достаточно, чтобы и в дальнейшем поддерживать стабильное состояние запасов озерновской нерки (даже с учетом дрифтерного промысла).

Таким образом, заявление запорожских колхозников о том, что озеро пустое, не нашло никакого подтверждения.

Следовательно, нынешняя речная рыбалка на Озерной по определению ученых и представителей рыбоохраны не может повлиять на состояние запасов нерки, по крайней мере, столь катастрофически, чтобы нерестилища оказались пустыми.

Истинная суть озерновского конфликта

Ее разъяснил председатель комитета по рыболовству заксобрания края Роман Гранатов, а после его выступления дополнили многие из присутствующих, так как суть конфликта давно уже всем ясна.

Причина № 1. «Красный труженик» по итогам конкурсов по закреплению рыбопромысловых участков выиграл третью тоню, хотя претендовал, как бывший хозяин реки, на первую или хотя бы вторую.

Причина № 2. Вывод тихоокеанских лососей из «одуемых» объектов промысла и введение «олимпийской системы», по которой каждый из рыбопользователей в бассейне той или иной реки может выловить тот объем, который является общим для всего бассейна. И, естественно, на тех участках, которые находятся ближе к устью, гораздо больше возможностей взять первую рыбу.

Причина № 3. В связи со спецификой реки расстояния между рыбопромысловыми участками здесь очень короткие, менее километра.

Все причины объективные. И, действительно, третья тоня гораздо менее продуктивна, чем вторая и, тем более, чем первая.

Но все три компании, владеющие этими участками, находятся в одном правовом поле – и здесь не предвидится исключений. Хотя М.П. Пузырев и утверждает, что рыбаки первых двух участков грубо нарушают Правила рыболовства, перегораживая реку сетями или заплывая за границу колхозного участка, и контроль за соблюдением их – одно из решений этого конфликта, вряд ли с этим можно согласиться. Нарушения, конечно, есть, и контроль за промыслом должен быть жестким, но это все-таки частности, если мы говорим о принципиальном решении проблемы, когда в результате «олимпийской» системы в речных бассейнах лидером могут, точнее «обречены» ими быть, только первые приустьевые рыбалки. Александр Велицкий, член лососевого совета и один из руководителей краевой ассоциации КМНС, сказал, что это проблема практически всех рек, где ведется промышленный лов рыбы. Не все с ним согласились, но, может быть, он не так уж и не прав.

Можно ли разрешить озерновский конфликт?

Практически все, кто в какой-то мере связан был с решением этого конфликта, с кем мы общались, говорили о его практической неразрешимости.

В 1990-х годах первые речные рыбалки были колхозными. Юная рыбопромышленная компания «Витязь-авто», которая получила квоты в реке, стояла последней (за мостом) и ловила то, что ей доставалось. Доставались, естественно, крохи и поэтому руководители этой компании вышли с предложением организовать общий промысел и распределять улов в соответствии с долей (квотой) каждого предприятия. Предложение, конечно же, было проигнорировано. Почему? Ведь разумно же?

Да, для «Витязя-авто» такое решение проблемы было разумным, так как он выбирал бы вместе со всеми свою квоту. Но для тех, кто стоял впереди него, нужно было взять как можно больше рыбы, потому что все излишки уходили налево за немалые деньги. Поэтому «неразумный» интерес был гораздо выше разумного.

Потом пришли иные времена, когда были введены командой Машковцева – Чистякова «добровольно-принудительные» сборы. На Озерной появился свой надсмотрщик, который следил за тем, чтобы в реке рыбаки разных компаний рыбачили бы по очереди. Смысл? Очень простой. Все ловят. Но и все платят с рыбы. Вот этот путь оказался самым «разумным». И сохранялся довольно долго. Роптать на этот «порядок» было нельзя – лососевые квоты распределяла областная администрация. И все послушно работали по графику, его определял господин надсмотрщик – он же по совместительству и кассир.

Но и эти времена ушли…

Почему не согласен «Витязь-авто»?

Идея введения на реке Озерная одного речного промыслового участка для всех участников промысла, если вы помните, принадлежала когда-то именно компании «Витязь-авто». Реализация этой идеи и тогда, и сейчас решала бы все проблемы, которые сегодня являются неразрешимыми и потому конфликтными. Но она была заблокирована теми рыбопромышленниками, которые рыбачили в устье. В том числе (или в первую очередь?) рыболовецким колхозом «Красный труженик», который в 1990-х годах удерживал в Озерной первенство, имея десятки рыбопромысловых участков для промысла лососей и достаточно большой даже по тем временам малый рыболовный флот.

Минул добрый десяток лет с той поры, когда «Витязь-авто» понял, что закрепиться в рыбном бизнесе (в том числе и на реке Озерная) можно только за счет рыбопереработки, на которую в том же «Красном труженике» смотрели в те годы, как на нечто маловажное, второстепенное. Колхоз ловил и удачно торговал рыбой (заработки колхозных рыбаков были просто фантастическими) – «Витязь-авто» вкладывал свои деньги в производство. Финал известен – по итогам конкурса на право обладания рыбопромысловыми участками колхоз проиграл тем, у кого была более мощная переработка. Роли поменялись. На противоположные. Теперь первые рыбалки (РКЗ-55 и «Витязь-авто») решают, как утверждает М.П. Пузырев, судьбу колхоза.

А сейчас приведем стенограмму выступления на совете руководителя ООО «Витязь-авто» Игоря Редькина:

- Я не вижу особых социальных программ, которые проводит колхоз последние 10 лет. По приезде губернатора Михаил Павлович заявлял, что мы, дескать, колхозники, не достроили школу, так как конкурсы повлияли. Это все обман, потому что фундамент заложили в… 1996 году, когда у колхоза были участки, начиная от Опалы и до самого юга Камчатки, он владел половиной Охотского моря. Это было тогда, когда у него и флот был в нормальном состоянии.

Но что получилось? Председатель колхоза занимался своим «делом», его люди занимаются своими «делами». На море колхозники продают до сих пор, как и 10 лет назад, рыбу, на тонях продают, воруют.

Пойдем дальше. Пригласили они на пост председателя нормального специалиста – Геннадия Николаевича Комиссарова, который отстаивал интересы колхоза. Потом колхозники выбрали опять Михаила Павловича, с перевесом всего в три голоса.
И что? Сегодня вы можете приехать на Озерную и посмотреть наше предприятие. Это лучшее береговое предприятие не только на Камчатке, но и в России. «Витязь-авто» имеет на Озерной 14 судов МРС, из них 7 – новострой. Если у колхоза когда-то было все, то мы пришли на Озерную ни с чем. За время правления Михаила Павловича в колхозе не построили ничего. За 12 лет ничего не сделано!

Рыба гниет с головы. Скажите, Михаил Павлович, что вы сделали? У нас сегодня 8 заводов береговых, на которых работает до 3 000 человек в период лососевой путины.

Мы десять лет ловили на Озерной самые последние, и никому дела до этого не было.

М.П. Пузырев:

- Я вам просто скажу: в прошлом году колхоз признан лучшим социальным плательщиком в районе и получил грамоту края.

И.В. Редькин:

- А сегодня крупнейший налогоплательщик из береговых предприятий во всем Камчатском крае – «Витязь-авто».

Решение лососевого совета

В принципе, все стороны, которые принимали участие в обсуждении этой проблемы, говорили об одном и том же: если не касаться более глубоких причин конфликта, которые лежат в основе если не межличностных отношений, то взаимоотношений между двумя хозяйствующими субъектами, долгие годы являющихся конкурентами, – говорили об особом режиме промысла в бассейне Озерной. Что это такое – особый режим промысла – никто еще не знает. Более того, не все и считают, что введение такого особого режима обернется во благо. И не получится ли так, что введение такого режима промысла будет противоречить существующим Правилам рыболовства и российскому законодательству?

Поэтому решено создать рабочую группу из членов общественного лососевого совета и с привлечением специалистов, высказавших свои варианты решения данной проблемы, а также членов ассоциации рыбопромышленников Озерновского региона подготовить рекомендации совета для комиссии по регулированию добычи (вылова) тихоокеанских лососей.

Сергей ВАХРИН, редактор сайта «Рыба Камчатского края».