Газета «Рыбак Камчатки»

Вспоминая «золотую» пору иваси

После многолетнего отсутствия дальневосточная сардина (сельдь-иваси) возвращается к берегам Сахалина. Этот вид рыб уже около 20 лет не появлялся у западного побережья острова в связи со значительным сокращением численности после 1990–1991 годов. По мнению специалистов, обнаружение дальневосточной сардины у Юго-Западного Сахалина этой осенью можно рассматривать как первые признаки некоторого роста численности этой рыбы.

А когда-то промысел иваси считался «золотым». Одним из лидеров в добыче этой рыбы были камчатские рыбаки. Объединенный среднетоннажный флот УПФ КМПО (позднее преобразованного в акционерное общество «Акрос») начал осваивать промысел иваси в 1976 году. Коллектив сумел освоить его в кратчайшие сроки, а закупочная цена на этот объект (до 50 руб. за центнер) позволила значительно улучшить прибыльность добычи. Начав учиться промыслу у сахалинцев, рыбаки объединенного флота скоро обогнали своих учителей.

Одним из тех, кто участвовал в промысле иваси, был капитан Ю.А. САВИН (ныне капитан-наставник службы безопасности мореплавания ЗАО «Акрос»), поделившийся с нами своими воспоминаниями.

- Юрий Александрович, как вы стали рыбаком?

- Я родился в Ульяновске на Волге. Там привык к большой воде. Волга, конечно, не море, но в том месте она разливается до 10 км. Учился в Астраханском мореходном училище министерства морского флота, готовился работать на торговых судах. Но в то время в рыбной отрасли не хватало специалистов. И по госраспределению выпускников из училищ торгового флота направляли в рыбную отрасль. Мы решили попробовать, что такое рыбацкие суда.

- Когда впервые попали на добычу иваси?

- Получилось так, что я начал этот промысел с середины. Первый раз попал на иваси в 1985 году на СРТР «Комбайнер». Капитаном на нем был Суханов, а я – старшим помощником, набирал ценз на очередной диплом штурмана дальнего плавания.

- Как был организован промысел, какие суда участвовали, чем ловили иваси?

- Флотилия была большая – работало по 200–300 судов: РСы, большие и маленькие СТРы, СРТМы. Среди них – около 15 судов объединенного флота УПФ КМПО. Для облова иваси мы применяли кошельковые невода, другие предприятия облавливали ее и тралом. Ловили в японской зоне, в районе Сахалина, Приморья, Южных Курил.

- Какие впечатления остались от промысла?

- Работать было интересно – промысел иваси сам по себе своеобразный. Если при траловом надо всегда быть в поиске рыбы, то при промысле иваси чаще всего приходилось ждать промысловое время – в разный период эта рыбка по-разному ловилась. И это было несколько неожиданно для меня, привыкшего к другому порядку.

- Как происходила добыча?

- Лучше всего иваси ловилась на восходе и заходе солнца. Но бывало, что ловили ее и круглые сутки. Часть судов ходили на промысел иваси круглый год, часть – только летом: начинали зимой в Охотском море на минтае, а летом переходили или на сайру, или на иваси. Часть судов необходимо было держать на промысле иваси и зимой, чтобы они отслеживали, где находятся скопления этой рыбы. Зимой приходилось идти в зону Северной Кореи, где начинался промысел. Там уловы были слабенькие, по 10–30 тонн за замет. Чтобы выловить много рыбы, приходилось чаще делать заметы. Когда же иваси переходила в японскую зону, здесь скопления были больше и уловы повыше.

- Сложно было найти промысловые скопления?

- Флотилия была большая, и нужно было всегда держаться за флотом, отслеживать информацию, следить за передвижениями скоплений, оперативно переходить туда, где были лучшие уловы. Хорошо ловили те, кто лучше ориентировался в промысле иваси. Многое зависело от мастерства капитанов и опыта акустиков. И такие капитаны, наработавшие за много лет опыт и навыки в промысле иваси, в Акросе были. К примеру, на добыче этой рыбы отличились капитаны Стекольщиков, Суханов, Поморцев, Шашкун, Приходько, Коротич и многие другие.

- В чем были особенности промысла?

- Бывало, идешь часами в районе промысла – и встречаешь поле иваси за полем с короткими промежутками. Причем она плавала недалеко от поверхности, и ее иногда было видно визуально. Было много рыбы. Если попадался косяк, начиная со 100 тонн, и упирался в стенку невода, мог ее и порвать. Бывало такое и у меня. Когда рвались сети, приходилось их долго чинить.

- Что это была за рыбка?

- Мы ловили рыбу величиной более 16 см. Иваси – жирная, вкусная, и ели мы ее с удовольствием. На судне особо не задумывались над кулинарными рецептами. Делали просто: в противень укладывали, как селедку, посыпали перцем, солью, добавляли лаврушку.

На плавбазах, куда мы сдавали уловы, делали из иваси консервы, пресервы, которые можно было найти в магазинах, – дефицитом они не были.

- Иваси ловилась и в японской зоне. Как происходило взаимодействие с японцами?

- Японцы периодически проверяли наши суда. Штрафы за нарушения были высокие – от 250 тыс. иен до 10 млн. Чаще всего японцы учили нас аккуратности. Некоторые требования нам казались абсурдными. К примеру, когда писали год, после буквы «г» могли не поставить точку. Для нас вроде бы не страшно, а японцы могли выписать штраф в размере 250 тыс. иен. Также они требовали, чтобы любая буква или цифра читалась четко.

- А что значила иваси для экономики предприятия?

- Думаю, этот промысел был очень важным. Ведь минтай в то время стоил недорого, и прибыль от реализации продукции из него была небольшой. Иваси была гораздо дороже и облавливалась в большом количестве. Поэтому для любого предприятия этот промысел был очень выгодным.

- Когда вы впервые отправились на промысел иваси самостоятельно?

- Я подменял Героя Социалистического Труда Ивана Федоровича Стекольщикова. Он решил отдохнуть, и я на «Чебаркуле» самостоятельно впервые отправился вести промысел. В течение двух рейсов пробовал свои силы и возможности как молодой капитан. И надо сказать, получалось. Для меня самым интересным видом промысла был снюрреводный, на втором месте стоял промысел иваси. Поддерживала этот интерес и азарт и материальная сторона – когда вылавливали тонн 200–300 и сразу сдавали на плавбазу, заработок на пай у каждого моряка приличный появлялся. Можно было 1 000 руб. за день заработать, а тогда это были серьезные деньги. К сожалению, в 1992 году промысел этого «золотого» объекта полностью прекратился. А рыба была денежная, давала большую прибыль предприятию. В дальнейшем пришлось переходить на другие виды – минтай, треску, сайру, камбалу, но таких доходов уже не было.

- Сейчас иваси снова появилась у берегов Сахалина. Сохранились ли специалисты и суда, которые смогли бы добывать эту рыбу?

- Я думаю, что специалисты остались. Невода, которыми мы добывали иваси, естественно, пришли в негодность – все это придется восстанавливать заново.

Сейчас самая большая проблема будет в отсутствии плавбаз. В то время их было до 40 в экспедиции, каждая принимала от 200 до 1 000 тонн. И даже при этом их мощностей на приемке не хватало, когда иваси было много. Проблема была не поймать иваси, а сдать. Сейчас же плавбаз практически нет.

Когда-то мы в течение года научились ее ловить. Если иваси появится вновь в промышленном объеме, через год-полтора тоже будут хорошие уловы. Лишь бы было достаточно рыбы, так как на небольших косяках нет смысла работать.

Беседовал Максим ТРУШ.

Наша справка

Еще совсем недавно сардина иваси занимала второе место в уловах нашего промыслового флота на Дальнем Востоке. Ее уловы достигали 600 тысяч тонн. Эта рыба распространена на обширной акватории – от берегов острова Тайвань до северной части Татарского пролива и берегов Восточной Камчатки.

Часто (и совершенно неправильно) сардину иваси называют сельдью. Иваси, хотя и входит в обширное семейство сельдевых рыб, является только ближайшей родственницей настоящей тихоокеанской сельди н относится к другому роду – сардинопс. Это некрупная, не превышающая в длину 25 см, рыба. Весь облик иваси говорит о том, что это хороший пловец, все время проводящий в движении. После нереста, происходящего в декабре – мае, вдоль япономорского и тихоокеанского побережий Японии взрослые особи устремляются на север. Скорость передвижения косяков достигает 20–30 км за сутки. У берегов Приморья иваси откармливаются планктонными ракообразными. Обратная миграция на юг начинается осенью при снижении температуры воды до 8°С.

Сардина иваси доживает до 7 лет, но основу ее промысла составляют 2–5-летние особи. Этот вид подвержен сильным изменениям численности: в довоенные годы его вылавливали в большом количестве, а с 1941 года на длительное время он перестал приходить к берегам Приморья. Затем численность иваси резко снизилась и опять на длительное время с прилавков магазинов исчезла эта популярная вкусная рыба. Будем надеяться, что она надолго вернется к нашим берегам.

газета "Рыбак Камчатки"