Газета «Рыбак Камчатки»

Новый закон по Севморпути

Госдума РФ приняла в первом чтении проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути».

В первом чтении законопроект, подготовленный минтрансом России, поддержали 417 депутатов.

Документ направлен, в том числе, на обеспечение безопасности мореплавания и защиты окружающей среды Арктического региона, ледокольного обслуживания и предоставления равного доступа заинтересованным перевозчикам, в частности иностранным.

Как пояснили в управлении по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы России, необходимость реформирования системы управления Северным морским путем обусловлена тем, что существующая система управления ледокольными операциями на Севморпути противоречит положениям морской доктрины РФ. Таким образом, основной идеей законопроекта является совершенствование законодательства в сфере регулирования отношений, связанных с плаванием судов в акватории Северного морского пути.

В связи с этим законопроект предусматривает внесение изменений в три федеральных закона: Кодекс торгового мореплавания РФ, ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и «О естественных монополиях».

«С переходом на финансирование содержания атомных ледоколов и судов атомно-технологического обслуживания из одного источника тарифы оплаты пользователями услуг атомного ледокольного флота были существенно повышены и продолжали ежегодно повышаться в связи с инфляцией и быстрым ростом цен на ядерное топливо. В связи с планами РФ по освоению шельфовых арктических месторождений значение Северного морского пути в будущем будет только увеличиваться. Однако роль государства на Севморпути в настоящее время ослаблена. Реальных действий по реализации задач морской доктрины в Арктике не предпринимается. В целях создания конкурентных условий, а также учитывая геополитическое и оборонное значение Северного морского пути, инфраструктура арктической морской транспортной системы должна финансироваться за счет государства», – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

По информации аппарата депутата Госдумы Артура Чилингарова, изменения в КТМ предполагают создание специализированного госучреждения – администрации Севморпути. Полномочиями по точному определению границ СМП предложено наделить правительство РФ. Законопроект также урегулирует вопросы платы за ледокольные и иные услуги.
Предусмотрена и разработка правил плавания в акватории, которые выпустит уполномоченный правительством орган. В законопроекте прописано, что обеспечение безопасности и проводка судов в акватории Севморпути относится к сфере естественной монополии и регулируется с учетом закона о естественных монополиях.

- Принятие законопроекта позволит создать единую систему управления в акватории Северного морского пути и современную инфраструктуру, обеспечивающую безопасные условия плавания судов в арктических морях, включая навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение, а также ледокольное сопровождение, – отметили в управлении по связям с общественностью Госдумы России.

газета "Рыбак Камчатки"