Трагедия в Охотском мореВ воскресенье в Охотском море при буксировке по маршруту полуостров Камчатка – остров Сахалин в 200 км от берега во время шторма затонула самоподъемная плавучая буровая установка (СПБУ) «Кольская». Ее сопровождали ледокол «Магадан» (принадлежит ДВМП) и буксир «Нефтегаз-55» (принадлежит АМНГР). На борту судна находились 67 человек – 53 члена экипажа и 14 прикомандированных специалистов. |
СПБУ на пути к Сахалину попала в сильный шторм с ветром до 20 м/с и высотой волн 5–6 м. В процессе буксировки произошло разрушение газоотводящих трубок танков, и туда начала поступать вода, судовые водоотливные средства работали на пределе, волной выбило иллюминаторы в столовой команды, вода стала поступать в помещение. На буровой смыло спасательные шлюпки, вырвало воздушные гусаки танков. В 5.45 мск «Кольская» получила крен и в течение 20 минут затонула, глубина моря на месте происшествия – 1 042 м. Люди даже не успели воспользоваться специальными надувными плотами.
К месту трагедии с острова Сахалин было решено направить спасательные суда и вертолеты, чтобы эвакуировать людей.
Под вопросом была и судьба буксира «Нефтегаз-55». Его корпус треснул, но к вечеру пробоина была заделана.
Платформа принадлежит госкомпании «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР). С сентября 2011 г. «Кольская» бурила скважину «Первоочередная» глубиной 3 500 м на Западно-Камчатском лицензионном участке шельфа в Охотском море по контракту с «дочкой» «Газпрома» – компанией «Газфлот». «Газпром» уточнил, что сейчас «Кольская» к нему отношения не имеет: к настоящему времени ее работы для компании закончены, и она направлялась на базу.
ПБУ «Кольская» была построена на финской верфи Rauma Repola в 1985 г., тогда же передана АМНГР. Весь флот АМНГР построен в конце 1980-х годов. «26 лет – для буровой не возраст», – считает эксперт центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов. Однако все зависит от технического состояния и условий ее эксплуатации, отмечает он. Последний раз «Кольская» ремонтировалась весной 2010 г. В модернизацию платформы компания вложила несколько сотен миллионов рублей. Платформа была застрахована, отмечает представитель АМНГР, но не раскрывает ни сумму страхового покрытия, ни страховщика.
В октябре 2011 г. отдел Росприроднадзора по надзору на море по Камчатскому краю и Чукотскому АО пытался привлечь АМНГР по статье «Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий». Компания оспорила это требование в арбитражном суде Мурманской области.
20 декабря объявлен днем траура в Мурманской области в связи с многочисленными жертвами трагедии в Охотском море. Пока среди живых числятся только 14 человек, обнаруженных еще в воскресенье днем. Еще 16 найдены мертвыми. О судьбе остальных 37 человек до сих пор ничего не известно. Их поиски продолжаются.
По факту происшествия возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). «Следствием в качестве основных рассматриваются следующие версии произошедшего: нарушение правил безопасности при проведении буксировки буровой установки, осуществление буксировки без учета погодных условий, поскольку в районе движения судов был сильный шторм», – сообщил СКР.