Газета «Рыбак Камчатки»

Нечисто на "Чистой"?

Наверное, очень неприятно рыбаку, проработавшему в рыбной отрасли более 40 лет, вдруг оказаться «на мели» благодаря «хозяину», который не платит зарплату. Но именно это случилось с механиком технологического оборудования Николаем Григорьевичем Овчинниковым, который со своей бедой пришел в редакцию «РК».

В свое время Николай Григорьевич участвовал в переходе из Владивостока судна «Ирбит», работал на различных судах, в том числе БМРТ, «Ихтиологе». На несамоходный плавзавод «Чистая», который принадлежит ООО «Три брата», он попал в апреле прошлого года «по знакомству» – встретил в Петропавловске знакомого, который рассказал, что там требуется механик ТО. Посоветовавшись с женой, Николай Григорьевич решил: «Почему бы и нет?» Ведь несколько лет назад «Чистая» и принимала рыбу, стоя у причала, и ходила на лососевую путину.

В прошлом году, появившись на борту плавзавода, Николай Григорьевич подметил: «Народ на судне шевелится, значит, пойдем в рейс». Работать пришлось много. В цехе оказались грязь, мусор. Все это надо было привести в божеский вид, отремонтировать. Порой приходилось чуть не со своих денег доставать благодаря старым знакомствам необходимые детали для рыбного цеха, транспортеров, шкафов. «Я цех сделал на “5”, – рассказывает Николай Григорьевич. – Другие даже завидовали, что один механик со слесарем так хорошо свою работу выполнили. У меня цех весь “крутился”. Можно было и рыбу принимать, и продукцию выпускать, лишь бы электроэнергия была».

Но в рейс, который планировался на конец июля, судно так и не вышло. Не было и зарплаты за месяцы работы. И 65-летнему рыбаку пришлось выпрашивать деньги на жизнь у знакомых. Помогали выжить только пенсия – Н.Г. Овчинников получал ее в размере 14 тыс. руб., и жена 13 тыс. руб. Много ли это, если только за съемную квартиру нужно было платить 12,5 тыс. руб. в месяц? А теперь, после смерти жены, стало еще тяжелей жить. Когда гендиректор сказал, что в рейс судно не пойдет, и попросил законсервировать «Чистую», чтобы не растащили, у него поинтересовались, будет ли зарплата? По словам Н.Г. Овчинникова, гендиректор пообещал ему, боцману и второму механику по 200 тыс. руб. за то, что они сохранили судовладельцу судно. Но обещанных денег они так и не получили – фирма «выплачивает» их и по сей день.

После шести месяцев подобной «рыбалки» в начале октября прошлого года Н.Г. Овчинников ушел с судна. Но махнуть рукой на честно заработанные деньги, особенно когда в них есть нужда? Николай Григорьевич считает, что за шесть месяцев предприятие должно ему 180 тыс. руб. – как сказал капитан, механик ТО должен был получать 30 тыс. руб. в месяц в виде должностного оклада. Генеральный директор в разговорах обещал: «Денег нет. Как только появятся, обязательно сразу выплачу». Но деньги у фирмы никак не могут «появиться» с прошлого года.

Н.Г. Овчинников решил все-таки взыскать заработную плату, которую задолжали «Три брата». Он обращался и в комиссию по трудовым спорам, и к судебным приставам. Дошел и до городского суда, куда, как говорит, «замучился бегать по инстанциям». Но помощи и справедливости не нашел пока нигде. Из суда пришло определение, в котором указано, что «заявление подано без соблюдения требований, а именно: к исковому заявлению не приложены документы, подтверждающие факт работы истца на предприятии ответчика, а также размер установленной ему заработной платы».

Николай Григорьевич помнит, что писал заявление о приеме на работу и подписывал трудовой договор. Во время работы рыбакам ставили рабочие дни в табелях, которые визировали гендиректор и капитан. То есть, эти документы должны быть. Вопрос в том, где их искать. Государственная инспекция труда в Камчатском крае направила запрос в адрес ООО «Три брата», согласно которому работодатель обязан был представить необходимые документы в конце октября. Но ни уведомления о получении запроса, ни самих документов в инспекцию не поступало.

Когда-то офис фирмы «Три брата» находился на проспекте Победы. Как говорится в ответе госинспекции труда на обращение Н.Г. Овчинникова, туда отправились сотрудники инспекции. Но по этому адресу должностные лица общества отсутствовали. Как пояснил вахтер, ООО «Три брата» съехало из арендуемого помещения, «при этом не предупредив арендодателя и не заплатив за несколько месяцев арендную плату». Выйти на контакт с гендиректором, чтобы получить документы у него, у самого Николая Григорьевича тоже не получается – после того как директор узнал о визите Н.Г. Овчинникова в комиссию по трудовым спорам, он со своим бывшим работником не разговаривает (не получилось связаться с гендиректором и у меня – трубку мобильного телефона, номер которого дал мне Н.Г. Овчинников, он не брал и не перезванивал).

Похожую историю рассказал мне и боцман с «Чистой» Зафар Хужакелдиев: «В позапрошлом году мы ходили в рейс на лососевую путину в Охотское море. За рейс получил 33,5 тыс. руб., другие ребята – по 15 тыс., были и такие, которым ничего не досталось. Тогда был другой гендиректор, и фирма называлась ООО “Рыбак”. Сейчас сменилось название на “Три брата”, но люди остались теми же, и судно то же. Только вот зарплату не платят уже год – лишь в июне дали нам “аванс” по 10 тыс. руб.
При этом мы все лето простояли в доке, сами скоблили, грунтовали, красили судно. Надеялись выйти в рейс. Но после гибели парохода “Булгария” в прошлом году регистровая комиссия стала относиться строже к судам, выходящим в море, а на нашем судне были проблемы с машинным отделением. Хотя завод механик Н.Г. Овчинников сделал так хорошо, что можно было бы производить продукцию – нужно только завезти солярку, чтобы заработали дизели, компрессоры. Так мы в рейс и не вышли, но и за время ремонта зарплату не получили. Постоянно спрашиваем у гендиректора насчет зарплаты, и постоянно слышим в ответ: “Ребята, пока денег нет. Будут – я рассчитаюсь”».

Сейчас боцман продолжает оставаться на судне вместе с охранником – берегут судно, чтобы охотники за цветными металлами и оборудованием не растащили «Чистую». Раз в три дня на судне появляется гендиректор и выдает по тысяче рублей. Большая часть из них уходит на керосин, чтобы можно было обогреваться 2–3 дня (судно стоит без энергии), и рублей 500 остается на продукты для двоих людей. У рыбаков была надежда, что компания продаст «Чистую» и рассчитается с ними. Но пока что-то не получилось.

Я связался с председателем камчатской краевой организации Российского профессионального союза работников рыбного хозяйства И.С. Коваленко. Первым вопросом Игоря Семеновича был: «Есть ли договор?» Потому что без этого документа доказать в суде свою правоту сложно. Поэтому он всем советует – подписывайте трудовой договор, причем с указанной в нем реальной зарплатой, а не ограничивайтесь красивыми обещаниями. В ином случае можно просто оказаться «выброшенным за борт».

Михаил ЮРЬЕВ.