Автор в 1986-1988 годах участвовал на обитаемом подводном аппарате «Океанолог» тихоокеанского института ДВО РАН в работах по обеспечению СПБУ «Сахалинская» и «Оха» на сахалинском шельфе и делится своими впечатлениями об опасности работ на этих буровых установках.
Такие установки имеют большие корпуса (понтоны), запас плавучести, который позволяет буксировать ее к месту бурения в полностью снаряженном виде. При буксировке опоры буровой подняты, на точке бурения их опускают и задавливают в грунт. В нижней части опор имеются башмаки или общая опорная плита. Корпус подымается по опорам на расчетный уровень над поверхностью моря. Форма корпуса обычно зависит от числа опор. Установки с тремя опорами имеют треугольные, реже прямоугольные понтоны. Наименее устойчивые платформы с тремя опорами. Большинство установок имеют три или четыре опоры, которые бывают цилиндрическими или в форме фермы. Ферменные опоры имеют в поперечном сечении форму квадрата или треугольника. Размер сторон квадрата 3-7 метров. Подъемное устройство бывает механическим или гидравлическим. Скорость подъема платформы обычно не превышает 0,3-0,5 м/мин. Самыми ответственными и опасными операциями являются установка и снятие с точки бурения. Буксировка производится при волнении моря до двух баллов и скоростью 3 узла. Для буксировки используют два транспортно-буксирных судна (ТБС) типа «Нефтегаз» финской постройки.
Самоподъемные платформы применяют при глубине моря до ста метров.
В Советском Союзе была построена серия ПБМУ типа «Каспий». Эта серия использовалась для бурения разведочных скважин глубиной до 6000 метров при толще воды до +60 метров. Они были построены из отечественных материалов и укомплектованы отечественным оборудованием.
СПБУ «Сахалинская», «Оха» и «Кольская» построены в Финляндии по разработкам советских конструкторов.
Они имеют три ферменных опоры высотою сто три метра, башмаки большого объема, понтон весом более десяти тысяч тонн. В кормовой части сделан вырез для размещения устья скважины и запорный противобросовой аппаратуры. Под вырезом находится подвышечный портал, на котором расположена вышка более 50 метров высотой и размещен комплекс бурового оборудования. В носовой части расположены надстройки с жилыми, общественными, бытовыми и служебными помещениями. Здесь же находится вертолетная площадка, под которой размещены спасательные средства. В средней части палубы расположены стеллажи для буровых и обсадных труб. Для приема грузов с обеспечивающих судов и подачи труб к буровой вышке служат два грузовых электрогидравлических крана. Установка снабжается энергией от собственной электроустановки.
Мы обеспечивали безопасность работ СПБУ «Сахалинская» и «Оха». Там мы и познакомились с устройством установок и их работой. Основным нашим занятием была инспекция под водой в аппарате «Океанолог» состояния опор и башмаков буровой, чтобы не пропустить момента вымывания грунта из-под опор, что могло привести к опрокидыванию буровой. Специалисты установки наблюдали из аппарата за процессом бурения. По окончанию бурения мы должны были составить акт о том, что высота срезанных труб не выступает над дном выше 70 сантиметров. Это делалось в целях безопасности мореплавания. Кроме этого, мы осматривали площадки будущих буровых работ на отсутствие на них каменных обнажений, выступов железных бочек, бухт стальных тросов и прочего «мусора цивилизации».
Наш экипаж очень интересовал вопрос, как такое огромное техническое сооружение становится на точку бурения, как контролируется эта операция? Оказалось, что есть оригинальный способ такого контроля. Посреди ходовой рубки, где находится руководящий состав, размещен сегмент шара, закрепленный дном вниз. Внутри него нанесены уменьшающиеся по диаметру окружности (так, как обозначены широты на глобусе). В центре сегмента нанесена точка, в сегменте находится свободноподвижный шар. Когда шар занимает положение в точке, то это значит, что буровая стоит ровно: горизонтально с уровнем моря и вертикально к центру Земли. Такое положение достигается поочередным движением опор вверх или вниз. Затем платформа подымается по опорам на 10-15 метров над уровнем моря и с нее забуриваются трубы в дно. Через них получают данные о наличии нефти или газа.
Работы на морских буровых очень опасны. В мировой практике не единичны случаи, когда при самопроизвольном выбросе газа, сжатого колоссальным давлением, газ взрывался и буровая проваливалась так, что ее нельзя было обнаружить никакими металлоискателями.
По правилам, когда при бурении появляется газ, то его сжигают факелом. На буровой откидывается штанга, на ее конце электрическим разрядом зажигается факел. На самой буровой во избежание многочисленных жертв оставляют минимальное количество обслуживающего персонала.
На буровой хорошие условия для работы и жизни. Есть камбуз, столовая, финская баня, отдельные каюты для проживания. Чай, кофе, еда – круглосуточно.
Обслуживают буровую транспортные суда, приспособленные для буксировки и снабжения цементом, трубами, буровыми растворами, горючим, продовольствием и многим другим.
В годы нашей работы разведочное морское бурение и суда были объединены в одну организацию. Все управлялось из одного центра и был порядок.
О работе на сахалинском шельфе автор написал в книгах «Профессия – гидронавт» и «Шельф ДВГУ» – первый обитаемый подводный аппарат на Дальнем Востоке», изданные в «Дальнауке» в 2010 и в «ДВФУ» в 2011 годах.
Гибель «Кольской» – не первый случай происшествий с морскими буровыми установками.
3 декабря 1980 года газета «Правда» в очерке «Спасли буровую» автора А. Трутнева, повествовала о таком происшествии. СПБУ «Оха» по окончании разведочного бурения на морском месторождении нефти Чайво готовилась к буксировке в район порта Холмск. Подняты опоры и гигантская буровая установка оказалась на плаву. Началась ее буксировка двумя транспортно-буксирными судами. Метеосводка на ближайшие часы и прогноз погоды на трое суток были благоприятными. Огромное сооружение более десяти тысяч тонн медленно продвигалось с северо-востока к южной оконечности острова. Все шло нормально, но ветер на море стал заметно усиливаться. Скоро он достиг скорости 25 метров в секунду, а порывами – до 32 метров. Огромные пенистые волны накатывались на платформу, раскачивали ее. Вертолетная площадка стала зарываться в волны. Для уменьшения лобового сопротивления было принято 200 тонн балласта. Волны сломали опоры, поддерживающие вертолетную площадку, и она рухнула, срезав толстый буксирный трос. До берега оставалось 60 миль. Титаническими усилиями с риском для жизни сварщик смог срезать вертолетную площадку, но из-за шторма завести буксирный трос не удалось. Платформа оказалась во власти стихии. Ее несло к берегу. Экипаж мужественно боролся за жизнь буровой, герметизируя помещения от попадания воды вовнутрь. Установку штормом продолжало дрейфовать к берегу и в последних числах октября ее выбросило на прибрежную мель. Впоследствии буровая была отремонтирована и использовалась по своему назначению. Жертв не было. Экипаж буровой проявил свои лучшие морские качества.
Кто отдал приказ на буксировку СПБУ «Кольская» в зимних условиях в Охотском море? Кто ответит за гибель людей и буровой установки?
Евгений БУЛАХ, гидронавт, член экипажа ОПА «Океанолог»