"Рыбные" маршруты КамчаткиКак обстоит дело с доставкой сырья на береговые перерабатывающие мощности в одном из старейших и крупных рыбопромышленных предприятий Дальнего Востока – рыболовецком колхозе им. Ленина – рассказал его председатель Сергей ТАРУСОВ. |
- Сергей Борисович, для начала, как вы можете оценить положение с доставкой сырца в целом в Камчатском регионе? Какие факторы оказывают влияние на ситуацию?
- Ее на Камчатке сегодня реально осуществлять всего в две точки – на восточном побережье это порт Петропавловск, на западном – район портпунктов Озерновский и Октябрьский. Лишь эти места располагают необходимой инфраструктурой для обработки судов с рыбой.
Что касается остальных подзон, в частности Западно-Камчатской, Карагинской, то там помимо проблем, связанных непосредственно с отсутствием необходимой инфраструктуры на берегу, ситуацию усугубляют географические особенности: сами реки достаточно мелкие для захода судов с рыбой. Более суровая в этих районах и метеорологическая обстановка: зима в Беринговом море длится практически 6 месяцев, сопровождаясь сложной ледовой обстановкой. Вот и получается: когда рыба идет – судам приходится бороться со льдами, когда лед сходит – рыбы уже нет.
Поэтому основная часть сырца доставляется в наиболее пригодные для этого перечисленные пункты. В результате по Петропавловск-Командорской подзоне более 70–80% уловов прибрежки доставляется на берег.
Как ни странно, но сегодня скорее стоит вопрос по загрузке перерабатывающих мощностей – береговых предприятий много, а вот ресурс ограничен.
- Переработка тоже сконцентрирована в этих «припортовых» районах?
- В большинстве своем да. Особенно впечатляют рыбоперерабатывающие мощности в Петропавловске. С учетом вложений в производство оснащение существующих и строительство новых заводов, суточная производительность расположенных на территории краевого центра мощностей составляет уже больше 3 000 тонн в сутки. В результате сегодня мы, скорее, сталкиваемся с некоторым избытком береговых баз: возможности берега на сегодняшний день уже существенно превышают ресурсную базу.
- А как вопрос доставки уловов решается на вашем предприятии? Откуда доставляется рыба и как организован этот процесс?
- Поскольку в 2011 году западное побережье Камчатки оказалось «нерыбным» по лососю, прошедший год мы посвятили в основном подготовке к путине 2012 года – занимались переоборудованием технологических линий на перерабатывающей фабрике в поселке Октябрьский. Выстроен новый жилой комплекс, который включает в себя общежитие для размещения персонала, работников, привлекаемых на период путины, и комплекс зданий общепита. Так что в этом году будем стараться обеспечить полную загрузку берега. Рассчитываем, что нам удастся переработать порядка 7–8 тысяч тонн лосося.
Что касается рыбоперерабатывающей фабрики рыбколхоза в Петропавловске, то здесь предприятие работает на полную мощность с 2003 года, годовой объем переработки составляет около 10 тысяч тонн свежей рыбы. Кроме того, мы завозим сюда порядка 1,5-2 тысяч тонн мороженой сайры, около 1 000–1 300 тонн сельди для последующей переработки на консервы. Также ежегодно загружаем фабрику 100–150 тоннами мороженой печени минтая, минтаевой икры, которая идет на производство консервов.
Рыба попадает на фабрику из разных районов.
- Если говорить о перевозках сырца морским транспортом, сколько времени занимает доставка из районов промысла и какие технологии используются для сохранения качества рыбы?
- Мы используем в основном новые суда, построенные 4–5 лет назад в КНР. Непосредственно на промысле пойманная рыба – минтай, камбала, треска, лосось – пересыпается льдом и помещается в изотермические контейнеры, которые позволяют сохранять улов до момента доставки на береговую фабрику.
Таким образом, мы доставляем рыбу и из районов Охотского моря, при этом переход занимает порядка 1–1,5 суток. Привозим уловы и из Карагинской подзоны Берингова моря.
- Как организована доставка в период лососевой путины, когда сырье для переработки поступает уже с речных участков?
- По берегу мы перевозим рыбу собственным автотранспортом. В этом году практиковали доставку сырца-лосося непосредственно из Усть-Большерецкого района на нашу береговую перерабатывающую фабрику в Петропавловске-Камчатском. Тоже пересыпанный льдом и упакованный в изотермические контейнеры лосось доставлялся с промысловых участков с сохранением самого высокого качества. Тем более что и путь значительно короче, нежели по морю: дорога на машине занимает самое большее 5 часов.
- Насколько широк ассортимент продукции, выпускаемой на перерабатывающих мощностях рыболовецкого колхоза?
- Кстати, не так давно подсчитали – на сегодняшний день ассортимент насчитывает более 150 наименований. Возможности просто громадные. Единственная проблема, с которой мы сталкиваемся, – реализация. Мы можем выпускать очень много качественной и разнообразной рыбопродукции, но рынок Петропавловска сильно ограничен. На территории краевого центра у нас функционирует сеть фирменных магазинов, рыбопродукцией колхоза им. Ленина обеспечены все уголки края, осуществляем поставки в другие регионы страны. Но вывоз за пределы своего региона для камчатцев всегда связан с серьезными трудностями. О какой бы продукции ни шла речь, себестоимость ее в результате затрат на транспортировку увеличивается в разы. В результате на рынке в центральных и тем более в западных частях России ей очень сложно конкурировать с предложениями других отечественных производителей, особенно местных.
Однако мы не ограничиваем себя рамками края: наша рыбопродукция широко известна не только в России, но и за рубежом. Ее высокое качество много раз отмечалось медалями, специальными призами и сертификатами многочисленных российских и международных выставок.
- Сергей Борисович, как вы оцениваете перспективы развития поставок рыбы Северным морским путем?
- Конечно, экономически этот вариант более эффективен, чем транспортировка через Приморье. Морским путем до Владивостока, потом рефконтейнерами по железной дороге за пределы Дальнего Востока – понятно, как это сказывается на цене и качестве продукции. Так что Северный морской путь, на мой взгляд, в этом плане может стать хорошей альтернативой. Единственный вопрос: насколько позволит развернуться ледовая обстановка на арктических трассах и подходах к ним?
- Что, на ваш взгляд, наиболее серьезно сдерживает темпы работы камчатских рыбаков?
- Мы связываем большие надежды с готовящимся постановлением правительства РФ о расширении районов прибрежного промысла, чтобы суда могли работать по прибрежной квоте и за пределами зоны. Над этим документом идет активная работа, о нем много говорится на различных уровнях, но еще раз хотелось бы отметить его огромную значимость для рыбаков.
Очень много сложностей, особенно при доставке сырца на берег, у нас возникает из-за неотрегулированности применения на практике постановления № 560 (о многократном пересечении границы) – каждый шаг связан с таким количеством оформлений, что работать по нему сегодня очень тяжело.
Надеемся, что теперь, уже после того как вопросы промыслового пространства, пересечения границы промысловыми судами озвучил на заседаниях правительственной комиссии и взял на контроль первый заместитель председателя правительства РФ Виктор Зубков, ситуация сдвинется в нужном направлении.
Наталья СЫЧЕВА.