Три кита цивилизованного рынкаПо мнению гендиректора ОАО «Южморрыбфлот» Александра Ефремова, одной из важнейших составляющих цивилизованного рынка должен быть информированный потребитель, который имеет возможность выбора и действенной судебной защиты своих интересов. |
В России необходимо сформировать цивилизованный рынок рыбопродукции – в этом уверены все. Выступающие и пишущие на эту тему чаще всего к признакам цивилизованности относят вопросы о прозрачности происхождения продукта, вопросы сертификации – по общепринятым стандартам или на добровольной основе. Однако все это частности, а какова общая модель? Так или иначе понятие цивилизованного рынка требует уточнения, иначе как осознать, что же мы пытаемся создать. Разобраться в принципах РИА Fishnews.ru помог генеральный директор ОАО «Южморрыбфлот» Александр Ефремов.
– Если придерживаться классической формулы рынка, где спрос рождает предложение, можно сделать вывод, что цивилизованный спрос рождает цивилизованное предложение. В моем понимании цивилизованный рынок – это как раз тот, который существует в развитых цивилизованных экономиках: в Японии, в Европе, в Австралии, в Норвегии, но везде в этих странах процветает именно эта уличная торговля, – привел пример собеседник информагентства.
Исходя из этого, тезис, в основу которого заложен принцип: не контролируемый государством рынок рыбопродукции не является цивилизованным рынком, – в корне неверен, делает вывод руководитель рыбопромышленного предприятия.
По словам Александра Ефремова, прежде всего, цивилизованный рынок – это тот, «который контролируется информированным потребителем, который имеет практическую возможность выбора, а также действенную судебную возможность защиты своих интересов, как потребителя».
Следующий принцип цивилизованности – равные условия на рынке для всех его участников. «В условиях цивилизованного рынка никто из государственных регуляторов не имеет права и, более того, не имеет возможности поставить тот или иной хозяйствующий субъект в преимущественное положение или, наоборот, в менее выгодное по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Это сразу же подорвет доверие бизнеса к власти и приведет к потере конкурентной среды», – пояснил он.
Говоря о принципе информированности потребителя, генеральный директор «Южморрыбфлота» отметил, что речь в данном случае идет в первую очередь о просветительской функции государства, а в случае с рынком потребительских товаров – об информировании и предупреждении. «Просвещение всегда было основой цивилизации. И государство должно вкладывать деньги и сосредотачивать усилия не на изобретении и введении новых форм и методов контроля, а на информирование потребителя», – подчеркнул рыбопромышленник.
При этом, по словам Александра Ефремова, даже «чернушная» на первый взгляд информация о продукции, поступающей на российский рынок, которая может показаться переполненной негативном, зачастую достаточно необоснованным, все равно позволяет привлечь внимание потребителя. «Нужна эта истерика, этот надрыв, чтобы все могли пересказывать подробности, чтоб люди начинали, наконец, задумываться о том, что они едят. И когда они начнут это понимать, обращать внимание на характеристики продукта, заинтересованно и придирчиво в них разбираться, то тогда можно будет констатировать появление неотъемлемого признака цивилизованного рынка рыбопродукции в России – информированный спрос», – пояснил он.