Рыбохозяйственному комплексу России нужна новая индустриализацияРоссийский рыбохозяйственный комплекс только вступает в стадию индустриализации. Какие меры могут подтолкнуть отрасль к технологическому скачку, обсудили участники III Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства. |
«Сегодня в России нет современной высокотехнологичной индустрии добычи, переработки, доставки и хранения рыбы и рыбопродукции», – так оригинально начал свое выступление на съезде Председатель Координационного совета рыбохозяйственных объединений Дальнего Востока, президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. «Все, о чем думают, говорят и спорят в отрасли: техническое перевооружение предприятий, повышение производительности труда, увеличение инвестиций, – все это называется одним словом – индустриализация», – добавил он.
Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, среди основных факторов успешной индустриализации рыбохозяйственного комплекса Герман Зверев прежде всего выделил правила для бизнеса. «Долголетние квоты, без всякого сомнения, изменили мотивацию бизнеса и оздоровили отрасль», – считает эксперт.
Но помимо правил регулирования капиталоемкие отрасли нуждаются еще и в «финансовом топливе», для их развития необходимы инфраструктурные проекты. «Вопросом государственной важности является доставка рыбопродукции из регионов Дальнего Востока в основные районы переработки и потребления. Сейчас существует сильное «логистическое трение», которое затрудняет доставку, и в первую очередь – завышенные коммерческие аппетиты ОАО «РЖД». Они приводят к резкому сезонному удорожанию стоимости доставки, а в целом делают продвижение рыбопродукции на российский рынок малокомфортным и затратным», – констатировал докладчик.
По мнению Германа Зверева, инвестиции в железнодорожную и портовую инфраструктуру – это лучшее лекарство для «порванных сухожилий», которые связывают районы промысла и основные рынки сбыта. В связи с этим президент АДМ предложил делегатам съезда обратиться в Правительство РФ с инициативой включить в инвестиционную программу ОАО «РЖД» средства на развитие припортовых мощностей в ключевых точках перевалки рыбопродукции. Одновременное снижение тарифов на ледокольное сопровождение рыбопродукции Северным морским путем, как надеются рыбаки, заставит, наконец, шевелиться и железнодорожников, и портовиков.
Налоговая поддержка добычи и рыбопереработки – еще один крайне важный стимул для дальнейшей индустриализации отрасли. В настоящее время государством установлены две системные налоговые льготы – единый сельхозналог и сниженная ставка сбора за пользование ВБР. Однако первая из них не включает береговую рыбопереработку и крупные рыбодобывающие предприятия, а второй грозит отмена из-за вступления России во Всемирную торговую организацию. Предложение снизить нормативные ставки сбора за пользование водными биоресурсами до их фактического льготного уровня и тем самым убрать их из поля зрения правил ВТО участники съезда встретили бурными аплодисментами.
Залогом успешной индустриализации может стать импорт технологий и оборудования. Современные технологии и оборудование сегодня выгоднее закупать за рубежом, поэтому президент АДМ предложил ввести на период до 2017 г. «таможенную амнистию» для построенных за границей рыбопромысловых судов. Он напомнил, что для создания новых отраслей народного хозяйства, для возрождения производства Россия всегда широко использовала зарубежное оборудование и технологии.
И конечно, подъем отрасли немыслим без частных инвестиций. «Жизнь показывает, что самоуспокоенность бизнеса проходит, давление рынка, внутриотраслевая конкуренция – все это заставляет отказываться от прежних привычек, уходить от ставки на «выжимание» прибыли из устаревшего оборудования. Индустриальное обновление рыбохозяйственного комплекса уже не является заоблачной мечтой. Это практическая задача, в неодинаковой мере, но разделяемая всеми участниками рынка. Поэтому «сухой остаток» съезда я вижу в том, что мы утвердим основные механизмы индустриального обновления важного сектора отечественной экономики», – резюмировал Герман Зверев.