Дела портовыеВскоре прибрежные акватории Камчатки оживятся – в море выйдут маломерные суда рыбацкого флота. |
МРСы выходят в море
В порту их сейчас зарегистрировано 156, в том числе 15 МРТК. Всю зиму МРСы камчатских предприятий (за исключением Октябрьского и Озерной) отстаивались в городе, говорит заместитель капитана Петропавловского морского порта по контролю за рыбопромысловыми судами Вячеслав Фадеев, – здесь и условия стоянки лучше, и ремонтировать легче.
Согласно обязательному постановлению по Петропавловск-Камчатскому морскому рыбному порту, навигационный период для МРС длится с 1 мая до 15 октября. Но многое зависит от погоды. Обычно МРС-225 (они мощнее) начинали выпускать в конце марта, а МРС-150 последние три года покидали места стоянок в конце апреля (МРТК могут работать и зимой). Сейчас никто насильно не выгоняет их в море – судовладельцы сами решают, когда малотоннажный флот должен отправиться по своим портпунктам и предприятиям. Это связано с тем, что навигация в Оссоре и ее «кусту» начинается с 1 июня. «Малыши» из Петропавловска выходят на месяц раньше и начинают работать, продвигаясь на север.
В этом году погода сильно повлияла на сроки начала навигации. По словам Вячеслава Фадеева, обычно во все предыдущие годы МРСы Озерной выходили в море с 10 марта: «А сейчас мы их выпустили, суда один раз вышли и снова стоят у причалов из-за штормов и льда. Давно такого не было». Мы это и сами можем видеть – зима какая-то аномальная, на дворе вроде вторая декада марта, а такие морозы стоят, что бухта еще не вскрылась ото льда.
А как обстоят дела с безопасностью мореплавания? Как говорит Вячеслав Фадеев, контроль за этим начинается в фирмах-судовладельцах – они или готовят суда к выходу сами, или (если компании небольшие) доверяют агентирующим фирмам. Потом готовность к выходу проверяет инспекция портового контроля. «Когда нам предъявляют судно, – рассказывает Вячеслав Фадеев, – практически все недостатки подготовки его устранены. Ведь в компаниях работают опытные рыбаки, которые знают, что надо сделать, чтобы выйти в море». Сама фирма-судовладелец старается подготовить МРС по всем правилам. Это отражается положительно на безопасном плавании судна и людей – в прошлом году не только не было задержек с выходом (в отличие от прошлых лет), но и самих происшествий с малотоннажными судами.
Хотя, наверное, достигать этого становится все труднее. Ведь флот МРС стареет. В последнее время стали приходить новые, более мощные МРСы из Благовещенска. Но все же этого недостаточно. Может быть, еще одна причина, по которой обновление малотоннажного флота идет со скрипом, состоит в том, что он не столь выгоден экономически, ведь МРСы почти полгода стоят у причалов, не принося пользы предприятию. В отличие от тех же РС-300, которые способны работать круглый год (а в последнее время стали на полуостров поступать еще более мощные РС-600).
Не очень стремятся на флот и камчатцы. Сейчас на рыбопромысловых судах, говорит Вячеслав Фадеев, не хватает младших специалистов – механиков, штурманов. Пожилые еще работают, а молодежь неохотно идет в море. Пожалуй, за исключением тех судов, которые работают на город. Это и понятно – день-два на промысле, и снова рыбаки вернутся к семье, да и расчет у них здесь же.
В море выходят обученные люди – чтобы попасть в экипаж даже матросом, они должны окончить учебное заведение.
В начале навигации МРСы начинают ловить донно-пищевые виды рыб. Но с началом лососевой путины все силы будут брошены туда. Все МРСы во время красной путины работают как вспомогательные суда для обслуживания ставных неводов, поскольку в это время приемных мощностей для уловов донно-пищевых не хватает.
Морскому порту подконтрольны также суда еще меньше МРС – типа ПК и мотоботов. Они будут выходить в море примерно с 15 мая, тоже будут заниматься рыбалкой со сдачей уловов на Петропавловск. В реестре таких судов числится около 200, но на промысел выходит намного меньше – за зиму, считает Вячеслав Фадеев, уменьшается сырьевая база, поскольку эти же объекты промысла вылавливаются способными работать круглый год РСами и СТ (сейчас на город работают 42 судна).
Очередная реорганизация
В этом году морскому порту Петропавловска, похоже, предстоит пройти очередную реорганизацию (несколько лет назад были объединены госадминистрации рыбного и торгового портов). Руководство Федерального агентства морского и речного транспорта приняло концепцию создания бассейновых администраций морских портов. Во всех портах соответствующего бассейна будут учреждены филиалы одной из наиболее крупных на бассейне администраций морских портов, что позволит обеспечить устойчивое финансирование портовых властей, снизить издержки на содержание аппарата управления.
На Дальнем Востоке будут создаваться три бассейновых АМП – Приморского, Хабаровского краев, а также АМП Сахалина, куда войдут Курилы и Камчатка. С нового года, рассказал Вячеслав Фадеев, администрация Петропавловского морского порта лишилась права на оказание платных услуг – выдачу дипломов, паспортов, справок о плавании, регистрации судов. Остались только корабельные сборы за вход и выход судов, которые не покрывают расходов. И по замыслу Федерального агентства морского и речного транспорта убыточные администрации присоединят к прибыльным, чтобы они могли работать на равных, осуществляя при этом необходимые государственные задачи портового контроля. Зашла при этом речь и о сокращении управленческого аппарата на 20% (что позволит оптимизировать расходы и направить средства на наведение порядка в портах и обеспечение безопасности мореплавания). Хотя куда уж сокращать петропавловскую АМП – в момент слияния в ГА ПМРП работали 100 человек и в администрации торгового порта 30. Теперь остались всего 60. А работы у них может прибавиться, если Госдума примет законопроект об определении понятия маломерного судна, по которому если судно осуществляет коммерческую деятельность (например, занимается рыболовством), то его регистрация возможна только в одном из государственных реестров судов, а не в государственной инспекции по маломерным судам.