Газета «Рыбак Камчатки»

Путина сложилась удачно

18 апреля после долгих месяцев плавания к причалу в Петропавловске подошел БАТМ «Хотин».

Траулер подходил медленно, в сопровождении портовых буксиров. Над акваторией порта далеко разносились звуки музыки, исполняемой военным оркестром. Рыбаков, отработавших рейс, на причале ждали руководство Океанрыбфлота и родственники с цветами. В ожидании встречи с родными на палубу вышли моряки, которые сгрудились у бортов и приветствовали собравшихся на берегу взмахами рук и радостными возгласами.

Наконец выброска с борта «Хотина» была поймана, и траулер надежно связали с родным причалом швартовыми – долгий рейс закончился.

Такая торжественная встреча БАТМа была не случайной, рассказал Галий Камиллович Габдулин, директор по эксплуатации флота и транспорта ОАО «Океанрыбфлот». Ведь «Хотин» – это флагман рыбодобывающего флота предприятия, на нем находился штаб экспедиции. К тому же, как правило, на флагмане – самые лучшие капитан и экипаж. Торжественной встречей руководство предприятия отдало честь всем капитанам и экипажам Океанрыбфлота, которые ударно отработали в первые месяцы 2012 года в Охотском море.

Как и для всякой рыбацкой компании, зимняя минтаевая путина – очень важный период. Основные промышленные квоты, а значит, и основной валютоемкий товар дает Охотское море. В кратчайший срок выловить выделенные объемы биоресурсов, выпустить продукцию высочайшего качества – эта задача была успешно решена экипажами Океанрыбфлота. Плюс к минтаю в этом году было освоено значительное количество «неодуемой» сельди Западной Камчатки – ее добывали 6 судов, сейчас из них на промысле осталось три.

Какие слагаемые успеха, поинтересовался я у Г.К. Габдулина. Политика учредителей и компании – все для флота, все для людей, ответил он. Этот принцип соблюдается постоянно. И все возвращается сторицей – люди работают с полной отдачей, зная, что их никогда не забудут. Море есть море, случается всякое. Но все уверены: если что-то случится, компания приложит все усилия, чтобы помочь. Очень хорошо организовано в море медицинское обслуживание рыбаков – на судне есть все необходимые лекарства для оказания квалифицированной помощи. При острой необходимости судовые врачи способны в море провести операцию.

Не экономит Океанрыбфлот и на питании людей. В очередной раз, рассказал директор по эксплуатации флота и транспорта, поднята стоимость рациона. Повары находятся под пристальным вниманием. Их квалификация постоянно повышается. И сейчас после окончания экспедиции все старшие повары проходят повышение квалификации в одном из камчатских учебных заведений по качеству приготовления пищи, чтобы она радовала людей.

Немаловажна и оплата тяжелого рыбацкого труда. Все, что заработали рыбаки за рейс, компания выплачивает без промедления – ни одной жалобы за последние годы нет. Это стало своеобразной маркой Океанрыбфлота. Тем, кто пришел из рейса, зарплата уже перечислена. Текучесть кадров еще есть, но она с каждым годом становится все меньшей. Сейчас на некоторых судах (особенно на передовых) есть конкурс на рабочие места. Кадровая проблема решается по всем направлениям – вовремя выплаченная зарплата, налаженный быт на судне, внимание к людям.

Вместе с экипажем «Хотина» домой вернулся и капитан-флагман, начальник Охотоморской экспедиции предприятия Валерий Александрович Пономарев. Основная масса флота, рассказал он, вышла в рейс в середине января и приступила к промыслу минтая в разных районах. Параллельно несколько судов вели промысел сельди. К концу января все суда перешли на добычу минтая. Промысловая обстановка позволяла давать хорошие промысловые результаты, выпускать достаточное количество продукции. Тактика перегрузов также была хорошо налажена. Суда, набравшие определенное количество груза, становились на перегруз, отгружали продукцию и продолжали промысел. Бункеровки велись своевременно, по плану – в этом тоже не было проблем. Руководство предприятия, по мнению капитана, постоянно контролировало ведение промышленной деятельности, перегрузы и бункеровку, поэтому особых проблем в море не было.

Да и капитаны сплачивали экипажи, чтобы они плодотворно работали, чтобы производственные показатели были на высоте. Поэтому основные объемы квот были выловлены к концу марта.

Хотя, отметил В.А. Пономарев, погода в первые месяцы года оказалась очень сложной. Циклоны шли один за другим, и это создавало большие проблемы для ведения промысла – были простои судов в ожидании погоды. Скопления минтая тоже иногда приходилось искать. В зависимости от того, где появлялась рыба, суда шли в те районы и производили траления. Переходы порой были значительными, промысловая обстановка менялась каждый день. Но благодаря тому, что в объединенном районе все-таки промысловая обстановка была неплохая, выбор квот шел более-менее успешно.

Помогло промыслу и вступление в силу постановления правительства РФ № 107 о пересечении госграницы судами для перегрузов в территориальном море при неблагоприятных погодных условиях. Суда Океанрыбфлота им воспользовались.

Вернувшимся из рейса рыбакам предстоит встреча с родными. Также едва судно зашло в порт, начинается его подготовка к новым рейсам. Наша компания, сказал Г.К. Габдулин, имеет достаточно ресурсов, чтобы вести промысел практически круглый год. Следующие экспедиции – традиционные для Океанрыбфлота: беринговоморский минтай, северокурильские кальмары, осенью – олюторская сельдь. И, естественно, лососевая путина – как минимум 10 крупнотоннажных траулеров предприятия примут участие в освоении лососевых квот на западном побережье Камчатки.

Максим ТРУШ.