Дорога перекрыла путь лососю
Камчатские ученые предлагают «Газпрому» и правительству края перенести часть дороги вдоль магистрального газопровода из зоны максимальной плотности нерестилищ лососей Западной Камчатки.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе КамчатНИРО, ОАО «Газпром» рассматривается вопрос о финансировании переноса 48-километрового (уже построенного) участка автодороги «Карымай–Соболево», находящегося на ненормативном (ближе 50 м) сближении с магистральным газопроводом. Однако, по мнению ученых, переносить дорогу нужно не на 50 метров, а по меньшей мере на полсотни километров от газопровода.
Прокладка дороги началась с 2000 г. параллельно строительству большого газопровода. В пределах западного побережья Камчатки было предложено два варианта строительства дороги: «Предгорный» – в едином техническом коридоре с магистральным газопроводом в зоне максимальной плотности и продуктивности нерестилищ, и альтернативный вариант «Прибрежный» – вдоль берега Охотского моря ниже основных нерестилищ. Предполагалось, что второй вариант обеспечит надежное сообщение между Усть-Большерецким и Соболевским районами, с охватом всех прибрежных рыбацких поселков, рыболовецких речных и морских участков и станов, а также наилучшую охрану рек. Но этот вариант был отклонен, как «более дорогостоящий», хотя «КамчатНИРО», «ВНИРО» и «Камчатрыбвод» настаивали именно на нем.
К 2009 г. многолетний мониторинг, проводившийся учеными, подтвердил, что «Предгорный» вариант в значительной степени противоречит интересам рыбного хозяйства Камчатки и долговременной концепции устойчивого развития региона. За последние 8 лет искусственные сооружения на водных переходах нанесли ущерб водным биоресурсам в размере не менее 55 млн. рублей, что многократно превысило изначально допустимый ущерб. Мероприятиями по искусственному разведению и восстановлению численности лососей этот ущерб не компенсируется.
Другим последствием строительства автодороги общего пользования стало массовое появление браконьеров в ранее труднодоступных местах. Стационарные посты на дороге не сдерживали рост браконьерства и не обеспечивали охрану всего района обширных разрезанных нерестилищ. Вывоз рыбы и икры на машинах чрезвычайно упростился. В отдельные годы в период 2001-2008 гг. с нерестилищ рек Большой, Утка, Кихчик, Пымта и Коль вывозилось до 30 и более тонн незаконно добытой лососевой икры. Браконьерское изъятие лососей в бассейнах рек и озер, вдоль которых пролегают автомобильные дороги, достигает 90% от заходов.
Сложившаяся ситуация требует незамедлительного принятия решения о переносе 92% еще недостроенной автодороги по меньшей мере на 50 км от магистрального газопровода, т.е. по «Прибрежному» варианту, пока негативные последствия не стали необратимыми, считают в КамчатНИРО. Устойчивое существование и воспроизводство водных биоресурсов Западной Камчатки является тем базовым условием, без которого невозможна стабильная работа и развитие рыбохозяйственной отрасли региона. Масштабное строительство как газопровода, так и автодорог, должно вестись в соответствии со стратегией устойчивого развития региона при неукоснительном обеспечении устойчивости водных экосистем и охраны биоресурсов.
РИА Fishnews.ru