Плавбаза несбывшихся надежд
Прошлый год для рыбной отрасли в целом стал благополучным. Однако «постройневшая» законодательная база, рекордная лососевая путина, завершившаяся чехарда с квотами пошли на пользу не всем предприятиям.
«Рыба гниет с головы» – не лучшая поговорка на морскую тему, но ведь и правда, некомпетентный или зарвавшийся руководитель способен разорить даже процветающую компанию. И тогда мы наблюдаем столь частую в недавнем прошлом картину: обманутые экипажи, брошенные суда, многолетние судебные разбирательства.
Жизнь показывает, что в короткий срок довести до ручки несложно даже хорошее судно. Так и получилось с малой плавбазой «Дальмос», за какой-то год превратившейся из современного судна в обремененную долгами развалину. Сейчас судно уже третий месяц находится у причала 178-го судоремонтного завода во Владивостоке. Общая сумма задолженности по зарплате – порядка 20 млн. рублей.
Владелец плавбазы, приписанной к Холмску, – компания «Сахалининвестморе», зарегистрированная в Южно-Сахалинске, ее учредители из Москвы. Филиал во Владивостоке возглавлял директор Андрей Симонов, руководивший плавбазой до июля 2009 г. В июле по решению совета учредителей он был лишен доверенности на распоряжение финансами по причине образования большой кредиторской задолженности – около 8 млн. долларов. Кроме того, подняв документы, владельцы компании выяснили, что деньги, предназначенные на погашение долгов, кредиторам не перечислялись.
«Это классический образец того, как предыдущий человек, наделав долгов за 2008 г., пытается перевести их на людей, которые собственно пришли с августа, чтобы исправить эту ситуацию», – такую «лестную характеристику» дал бывшему главе филиала представитель «Сахалининвестморе» от генерального директора в Москве. По его словам, со стороны Симонова была попытка за счет учредителя пользоваться плавбазой и ее средствами в собственных интересах, поэтому судно оказалось втянуто в долги. Первой в списке кредиторов стоит китайская компания, которая летом поставила для плавбазы оборудование стоимостью около 700 тысяч долларов, но денег так и не увидела. Еще порядка 30-50 млн. рублей судно задолжало различным поставщикам.
У рядовых членов экипажа разбираться в нагромождении исков, долгов и последствий финансовых афер, опутавших плавбазу нет ни времени, не желания. В последний раз судно уходило к Итурупу на приемку лосося. Многие подписывали контракты на один рейс и справедливо рассчитывали вернуться к семьям с зарплатой. «40 тысяч нам гарантийка была – будет рыба, не будет, 40 тысяч вы получите», – чуть не плачет рыбообработчица Елена. – Кто пришел из рейса 22 августа и списался, тем выдали зарплату. Остальным, кто остался на пароходе, на собрании руководство пообещало: с долгами разберемся, мы вам все отдадим. Все будет нормально, только работайте. 13 октября пришли во Владивосток, 22 октября нас уволили, списали и все – до свидания! Когда будут деньги – неизвестно, звоните, ждите».
Сезонный заработок – обычное дело для приморских регионов. И с правовой точки зрения это не криминал – набирая людей на плавбазу на период путины, определять им в договорах зарплату в 2,5 тысячи рублей в месяц, на словах обещая, нет, не золотые горы, но вполне достойное вознаграждение. Может, намерения рассчитаться с экипажем «по совести» и были, вот только при первых же проблемах о них забыли. А в прокуратуре и судах разводят руками – доказать сам факт задолженности практически невозможно. Зарплату «в конвертах» получали на плавбазе все: от капитана до рядовых членов экипажа.
Люди держались до последнего, ждали, снова и снова верили обещаниям судовладельца. Месяц назад у экипажа еще оставалась надежда – база собиралась выйти на промысел в конце января. Сейчас можно с уверенностью сказать, что этого не произойдет. Речь идет скорее о том, останется ли база в строю или тихо затонет на фоне судебных разбирательств.
Полный текст читайте в рубрике «Крупным планом» на сайте РИА Fishnews.ru