Строка СанПиН стала преградой для глубоководного краба
Санитарные правила, действующие в отношении пищевых продуктов, превратились в непреодолимое препятствие для российских предприятий, желающих поставлять на внутренний рынок немалые партии глубоководных ракообразных.
Морские обитатели, в том числе уже упомянутые ракообразные, содержат в своем организме мышьяк. Этот химический элемент обладает весьма зловещей репутацией, Однако соединения мышьяка существенно разнятся по токсичности. Некоторые из них, как пишут в научных источниках, «не более ядовиты, чем поваренная соль».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» четко оговаривают: уровень токсичного элемента «мышьяк» в нерыбных объектах промысла, к коим относятся моллюски, ракообразные и другие беспозвоночные; водоросли и травы морские, а также в продуктах их переработки не должен превышать 5 мг/кг.
– СанПиН 2.3.2.1078-01 установил данную норму без разделения на мышьяк органического и неорганического происхождения. Мы представляли образцы продукции в пищевые лаборатории для исследований. Они показали, что концентрация мышьяка в мясе глубоководных крабов дальневосточных морей варьируется от 5 мг/кг до 30 мг/кг, – пояснили специалисты рыболовецкого колхоза «Восток-1», не первый год успешно занимающегося промыслом глубоководных крабов-стригунов ангулятуса и красного. По словам представителей предприятия, такое количество мышьяка в органически связанном виде для жизнедеятельности человека угрозы не представляет. В доказательство своей точки зрения приводятся различные примеры зарубежного подхода к «мышьяковому вопросу», результаты научных исследований и экспериментов.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в рыболовецком колхозе, некоторые зарубежные страны вообще не устанавливают предельно допустимую концентрацию органического мышьяка в морепродуктах. «В то же время у них действует норма в отношении неорганического мышьяка, который действительно ядовит, причем в некоторых странах она даже строже, чем у нас, допустим, в скандинавских странах – 2 мг/кг», – пояснил начальник отдела производства «Восток-1» Максим Лабуз.
На добывающем глубоководного краба предприятии уверены: необходимо дифференцирование формы нахождения мышьяка в морских биоресурсах на органические и неорганические. А для этого требуется утвердить новые методы и правила исследований.
Тем временем глубоководных ракообразных, добытых российскими рыбаками, охотно поглощают американский, европейский и азиатский рынки – весьма, кстати, требовательные к качеству и безопасности продукта.
Полный текст читайте в рубрике «Крупным планом» на сайте РИА Fishnews.ru