Российские моряки должны иметь привилегии и иммунитеты Международного трибунала по морскому праву
Присоединение России к Соглашению о привилегиях и иммунитетах Международного трибунала по морскому праву от 23 мая 1997 года способствовало бы укреплению ее позиций как одной из ведущих морских держав. К тому же реализация Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Как сообщили Fishnews.ru в Правительстве РФ, сегодня, 18 января, на заседании будет рассмотрен вопрос о представлении Президенту РФ предложения о присоединении России к Соглашению о привилегиях и иммунитетах Международного трибунала по морскому праву от 23 мая 1997 года. С докладом по этому вопросу выступит Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
23 мая 1997 года на VII встрече государств-участников Конвенции ООН по морскому праву 1982 года был принят текст Соглашения о привилегиях и иммунитетах Международного трибунала по морскому праву, которое вступило в силу 30 декабря 2001 года. На сегодняшний день его участниками являются 22 государства. В соответствии со статьей 29 Соглашения оно открыто для присоединения к нему всех государств.
В резолюции 59-ой сессии Генеральная Ассамблея ООН обратилась ко всем государствам, которые этого еще не сделали, с призывом рассмотреть вопрос о ратификации Соглашения или присоединения к нему.
Международный трибунал по морскому праву – постоянно действующий орган международного правосудия, учрежденный Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года для разрешения споров, возникающих в связи с толкованием и применением этой Конвенции. Местопребыванием Трибунала является г. Гамбург, ФРГ.
14 декабря 2004 года между Трибуналом и Правительством ФРГ было подписано Соглашение о штаб-квартире Международного трибунала по морскому праву. Этим документом, в частности, определяется правовой статус Трибунала в Германии, а также регулируются отношения между Трибуналом и принимающим государством, в том числе вопросы наделения Трибунала и его персонала соответствующими привилегиями и иммунитетами.
Трибунал состоит из 21 члена, избираемого из числа лиц, пользующихся признанным авторитетом в области морского права, с учетом принципа справедливого географического распределения и необходимости представительства основных правовых систем (от Российской Федерации в состав Трибунала входит профессор А.Л.Колодкин).
При подписании Конвенции ООН по морскому праву 1982 года Союзом ССР было сделано заявление, в котором, в частности, предусматривалось признание компетенции Международного трибунала по морскому праву в отношении вопросов, касающихся незамедлительного освобождения задержанных судов или их экипажей. В 2002 году Россия прибегла к процедуре защиты своих законных прав, инициировав в Трибунале рассмотрение дела против Австралии о незамедлительном освобождении рыболовного судна «Волга» и его экипажа. Трибунал в основном учел доводы, представленные российской стороной, и голосами 19 из 21 его членов вынес решение о незамедлительном освобождении российского судна и его экипажа, значительно снизив сумму требуемого Австралией залога.
Соглашение принято в развитие статьи 10 Статута Международного трибунала по морскому праву, содержащегося в Приложении VI к Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года (Россия – участник) и являющегося ее неотъемлемой частью.
Присоединение к Соглашению отвечает интересам Российской Федерации, поскольку соответствует ее стратегической линии на укрепление в международных отношениях примата международного права, принципов мирного разрешения межгосударственных споров, неприменения силы или угрозы силой в нарушение целей и принципов Устава ООН. Оно явилось бы весомым вкладом в создание условий для независимого и эффективного выполнения Трибуналом его функций, позволило бы расширить возможности для сотрудничества России с этим авторитетным международным органом, который уже не раз на деле доказывал свою беспристрастность.
Присоединение России к Соглашению, кроме того, способствовало бы укреплению ее позиций как одной из ведущих морских держав. Реализация Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Поскольку Соглашением устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом, то в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» решение о присоединении к Соглашению подлежит принятию в форме федерального закона.