Модернизация отрасли предъявляет новые требования к образованию
Рыбохозяйственное образование на всех уровнях должно проходить в тесном контакте с работодателями и учеными, считает начальник управления науки и образования Росрыболовства Владимир Беляев.
Сегодня в системе профессиональной подготовки специалистов для рыбного хозяйства очевиден перекос в сторону высшего образования, который образовался в начале 90-х годов. Образовательные учреждения отрасли готовят до 70% специалистов с ВПО, 30% – с начальным и средним образованием, а требования рынка сейчас абсолютно противоположны: 80% – это начальное и среднее, и 20% – высшее.
Начальник управления науки и образования Федерального агентства по рыболовству Владимир Беляев в интервью РИА Fishnews.ru основной проблемой среднего профессионального образования назвал его непрестижность. «К сожалению, необходимо признать, что все меньше желающих идти работать в море. Как следствие – снижение числа обучающихся на морских специальностях, а также объема внебюджетных средств, поступающих в колледжи и техникумы отрасли», – заявил собеседник агентства.
Это приводит к парадоксальной ситуации: Росрыболовство ежегодно вкладывает значительные средства в модернизацию учебной базы, капитальный ремонт колледжей и техникумов, а количество обучающихся в них сокращается. По словам Владимира Беляева, особенно остро эта проблема стоит в образовательных учреждениях, расположенных в крупных городах, прежде всего в Санкт-Петербурге и Московской области. Однако есть и положительный опыт. Так, Владивостокский морской рыбопромышленный колледж разработал проект отраслевой программы подготовки рабочих кадров. «Она заслуживает внимания и может стать основой для возрождения системы начального профессионального образования в отрасли», – отметил начальник управления науки и образования ФАР. Владморрыбколледж успешно готовит квалифицированных рабочих по заявкам от работодателей.
Роль бизнес-сообщества, по мнению Владимира Беляева, возрастает при переходе образовательных учреждений отрасли от сметного принципа финансирования к финансированию государственного заказа на подготовку специалистов. Работодатели должны принимать непосредственное участие в формировании такого госзаказа, считает собеседник агентства.
Работа в этом направлении должна основываться на современной системе мониторинга рынка труда. При этом образовательным учреждениям необходимо проводить эту работу с участием объединений работодателей на основе региональных или межрегиональных программ развития профессионального рыбохозяйственного образования. В качестве положительного примера Владимир Беляев привел активное участие в процессе подготовки рабочих кадров в Приморском крае Ассоциации добытчиков минтая.
Не менее важным является вопрос интеграции системы рыбохозяйственного образования с ведущими научными организациями и бизнес-структурами отрасли. «Участие студентов в работе рыбохозяйственных предприятий, научных институтов позволит им лучше подготовиться к реальной работе, а работодателям заранее оценить потенциал возможных сотрудников», – пояснил начальник управления науки и образования Росрыболовства.
Полный текст размещен в рубрике «Интервью» на сайте РИА Fishnews.ru