Почему российские рыбаки не строят и не ремонтируют суда в России?
Пока рыбной отрасли тем или иным путем пытаются навязать «квоты под киль» или «судостроительный коэффициент», рыбопромышленники предпочитают вкладывать деньги в ремонт и модернизацию, а не бросаться очертя голову в дорогостоящие авантюры.
Потребность отрасли в обновлении флота давно стала общей проблемой, однако на деле далеко не все компании испытывают дефицит промысловых мощностей. При должном уходе и суда советской постройки могут проработать еще долгие годы, что впрочем не мешает их владельцам время от времени подумывать о более современном и экономичном рыболовном флоте. Но это отнюдь не означает, что эти мечты нужно воплощать прямо сейчас.
Для капитального ремонта БАТМ «XXVII съезд КПСС» камчатская компания «Океанрыбфлот» выбрала завод в корейском Пусане. Даже с уплатой таможенных пошлин, а их общая сумма превысила 1 млн. долларов, зарубежные судоверфи оказались привлекательнее отечественных.
«Выполнить на должном уровне такой объем работ в сжатые сроки ни владивостокские верфи, ни тем более камчатские на сегодняшний день не готовы. Самая острая проблема – это нехватка кадров. На заводах почти все рабочие судоремонтных профессий – это люди в возрасте за 50 лет. Вот и выходит, что нужные нам виды работ делать просто некому. Нет специалистов. А молодежь осваивать мастеровые специальности не хочет», – рассказал РИА Fishnews.ru генеральный директор ОАО «Океанрыбфлот» Евгений Новоселов.
К сожалению, репутация и особенности менеджмента российского судостроения и судоремонта отбивают у судовладельцев все желание поручать им серьезные заказы. «Цены для ремонта неподъемные, доки отсутствуют, постоянно идут задержки по выполнению ремонтных работ, не контролируются поставки ЗИПов, не хватает сварщиков, трубопроводчиков, корпусников. Соответственно, о каком судостроении мы можем говорить, если сегодня на заводах Дальнего Востока нет людей, способных хотя бы отремонтировать пароход? А куда уж там строить новые суда…» – отметил собеседник агентства.
Вот и получается, что несмотря на постоянные разговоры и призывы государства к строительству нового флота на отечественных заводах, очереди из жаждущих заказать новые пароходы среди рыбаков не наблюдается. «За такие деньги, которые называют наши судоверфи – 100 млн. евро, – мы не готовы строить. При нынешней стоимости топлива и прочих расходах даже в условиях лизинга «новострой» станет разорительным для рыбаков», – пояснил Евгений Новоселов.
По его словам, сегодня российские судостроительные заводы не могут предложить рыбакам ничего нового. Если когда-то над новыми пароходами трудились целые институты и проект обкатывался годами, то сегодня система разрушена, а без поддержи государства частная компания не возьмет на себя обязательства построить и испытать новый пароход. Введение же в отрасли «квот под киль» только увеличит число так называемых «рантье», к искоренению которых призывает Росрыболовство.
Полный текст читайте в рубрике «Интервью» на сайте РИА Fishnews.ru