Проектировщикам нужна единая база оборудования
В Совете Федерации обсудили возможности проектирования российскими организациями гражданских судов. Участники круглого стола призвали в качестве генерального разработчика выбирать российские организации.
В заседании, организованном Комиссией СФ по национальной морской политике, приняли участие члены Совета Федерации, представители профильных министерств, судостроительных, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций.
Открывая работу круглого стола, председатель комиссии Вячеслав Попов констатировал наличие в судостроительной отрасли целого ряда проблем, препятствующих модернизации и развитию отечественного судостроения.
Сегодня на мировом рынке Россия занимает лишь 0,3% объема мирового судостроения (1,3% в денежном выражении). Представлена отечественная отрасль 167 предприятиями, 10 из которых являются федеральными государственными унитарными предприятиями. Действует 51 судоверфь и судоремонтные заводы, работает 54 проектных организации. Гражданское судостроение хоть и выросло с 18% в 2005 г. до 30% в 2010 г., но занимает не более 1/3 от общего объема производства отрасли.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе Совета Федерации, участники обсуждения выделили и основные проблемы российских проектных организаций. Среди них – прекращение поисковых исследований в области судостроения, отсутствие координации работы по выработке единой политики в области информационных технологий, а также многочисленные проблемы с нормативно-правовой базой.
Важным недостатком является отсутствие в стране единой обновляемой базы данных основного судового оборудования и его поставщиков, что существенно осложняет выбор оборудования и согласование при разработке проекта судна. Нерешенной остается и проблема кадрового обеспечения проектной деятельности, подготовки и трудоустройства молодых специалистов кораблестроительных специальностей.
На основании прозвучавших на заседании выступлений участники круглого стола подготовили ряд рекомендаций в адрес Правительства РФ, Совета Федерации и ответственных министерств и ведомств.
Так, Росрыболовству, Минтрансу, Росморречфлоту, ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и другим учреждениям и ведомствам рекомендовано при размещении заказов на проектирование судов отдавать предпочтение российским проектным организациям, обеспечивающим выполнение собственными силами всего цикла проектных работ (эскизный проект, технический проект, рабочая конструкторская документация). При этом в качестве генерального разработчика судов необходимо выбирать российские проектные организации. В состав конкурсных комиссий на проектирование судов предложено включать независимых высококвалифицированных экспертов в области проектирования.
Участники круглого стола рекомендовали перечисленным структурам разработать нормативный документ, определяющий состав документов для включения в конкурсную документацию на строительство гражданских судов для целей определения сроков и стоимости строительства судна. «Объединенной судостроительной корпорации» предложено рассмотреть возможность создания обновляемой базы данных основного судового оборудования и его поставщиков.
РИА Fishnews.ru