Портовый контроль озадачил общественность
Общественная палата Российской Федерации рекомендовала упростить контрольные процедуры в морских пунктах пропуска и привлечь к рассмотрению этого вопроса госструктуры по борьбе с коррупцией.
Рекомендации Общественной палаты РФ по внесению изменений в нормативные правовые акты Правительства РФ, Минтранса и ФТС России, необходимые для упрощения контрольных процедур в морских пунктах пропуска, направлены в соответствующие ведомства.
Кроме того, Общественному совету при Росгранице совместно с Общественной палатой РФ предстоит подготовить информацию по данному вопросу для передачи в структуру Администрации Президента, занимающуюся борьбой с коррупцией, и обратиться в Правительство России для создания межотраслевой группы для подготовки предложений по совершенствованию работы пунктов пропуска в морских портах.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе Росграницы, рекомендации подготовлены по итогам общественных слушаний, которые состоялись в Общественной палате еще в январе текущего года. В ходе обсуждения было отмечено, что Россия, являясь участником Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 г., взяла на себя обязательства принимать все надлежащие меры для облегчения и ускорения международного морского судоходства и предотвращения неоправданных задержек судов. Однако подзаконные акты и инструкции российских государственных контрольных органов не соответствуют международной конвенции по облегчению международного морского судоходства (Конвенции ФАЛ-65) в части ограничения списка требуемых для оформления судозаходов документов. Вместо 7 документов, требуемых по Конвенции ФАЛ-65, каждая контрольная служба в российских портах (морских пунктах пропуска) запрашивает от судовладельцев и грузоперевозчиков избыточный состав сведений и документов, которые в ряде случаев они могут не иметь.
Вместе с тем, заблаговременно представленные судовладельцем документы в системах управления рисками контрольных органов не анализируются и содержащиеся в них сведения эффективно не используются, так как, несмотря на значительный объем предварительной информации, все без исключения приходящие и отходящие суда досматриваются представителями контрольных органов. Ожидание процедуры досмотра вместе с самим физическим досмотром судов заграничного плавания осуществляется в российских портах дважды: сначала перед разгрузкой судна, а затем повторно после его погрузки перед выходом из порта. Эта рудиментарная практика сохраняется без изменения в российских портах со времен СССР, от чего давно отказались развитые страны мира, за исключением некоторых африканских стран.
Непроизводительные задержки и простои судов в морских портах, как следствие, существенно препятствуют созданию положительного имиджа российской портовой инфраструктуры и образа России в целом, отметили участники слушаний. В результате, по данным всемирного банка, Россия занимает 94 место из 155 возможных по уровню развития логистической отрасли среди других стран мира.
В отличие от России во всех экономически развитых странах процедуры оформления судов проводятся во время проведения производственных операций. При этом часть документов, необходимых для оформления судов, доставляется в адрес портовых, пограничных, таможенных и других контролирующих органов агентом судна заблаговременно, а остальные – непосредственно после швартовки судна к причалу. В российских портах такая практика до сих пор отсутствует.
РИА Fishnews.ru