«Раздергивание» базового закона – угроза для рыночного оборота долей
Представители рыбацкой общественности вновь обсудили необходимость использования прав на вылов водных биоресурсов в качестве залога при получении кредита. Однако на пути введения такого механизма стоят два юридических препятствия.
Установление правовых основ залога долей квот на вылов водных биоресурсов и перспективы правового регулирования оборота долей активно обсуждались на Всероссийском совещании по вопросам рыбохозяйственной деятельности, состоявшемся во Владивостоке.
Росрыболовство выступает за внесение изменений в ст. 32 Федерального закона «О рыболовстве…», позволяющих рыбакам использовать право на добычу в качестве залога при получении кредита. Кроме того, как пояснил участникам совещания заместитель руководителя федерального агентства Василий Соколов, соответствующим законопроектом предусмотрена реализация предмета залога в случае невыполнения залогодателем своих обязательств. «В частности, предусматривается проведение аукциона, победитель которого и приобретает право заключения соответствующего договора. Таким образом, мы даем банкам механизм реализовывать эти доли квот, в том числе через аукционы», – сообщил замруководителя Росрыболовства.
Также ведомство предлагает в обязательном порядке вносить сведения о залоге права на вылов в Государственный рыбохозяйственный реестр – такая систематизация информации позволит избежать случаев обмана банка со стороны залогодателя. Предусматривает законопроект и прекращение залога при принудительном прекращении права на добычу в случаях, если возникает необходимость использования водных объектов для государственных нужд.
Руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний обратился к представителям рыбной промышленности с предложением поддержать инициативу по установлению правовых основ залога долей. Глава отрасли подчеркнул, что идея наконец нашла одобрение у российских кредитных организаций. «Сегодня главные наши банки понимают, как с этим активом работать», – отметил руководитель Росрыболовства. Если раньше они не допускали возможности принимать права на вылов ВБР в качестве гарантий, то «сегодня уже идет спокойный деловой разговор, какие нужно внести изменения, в какие конкретные документы, для того чтобы механизм заработал».
Ярким подтверждением этих слов послужило выступление представителя Сбербанка России Таисии Яковлевой, подчеркнувшей, что принятие законопроекта о внесении изменений в ст. 32 ФЗ «О рыболовстве…» позволит значительно повысить доступность кредитных ресурсов для предприятий рыбной отрасли. Банк уже направил предложения о необходимости поправок в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку. Инициативу поддержал и ряд других ведущих банков страны.
Подробно на теме правовых основ залога прав на добычу водных биоресурсов остановился в своем докладе президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев.
– Мы, что называется, с открытыми глазами готовим совместно с агентством решение о залоге долей, хорошо понимая возражения критиков. Мы готовы к тем критическим замечаниям, которые основаны на оценке существующего мирового опыта залога долей, или, если быть точными, практики индивидуальных передаваемых квот (ITQ), – рассказал он.
По словам президента АДМ, существует суждение, что рыночный оборот долей охватывает совсем незначительную часть промыслов. Сторонники этой точки зрения опираются на данные ФАО ООН о том, что система ITQ применялась менее чем в 1% промыслов, существовавших с 1950 по 2005 гг. Однако если посмотреть вылов, который регулируется с ее помощью, окажется, что в 2009 г. 10% мирового вылова регулировалось с использованием индивидуальных передаваемых квот.
– Мы считаем, что в России будет свой – не заемный, не скопированный, а свой – механизм, свой способ реализации этой идеи – идеи, безусловно, положительной, – заявил Герман Зверев.
Однако есть факторы, способные помешать введению рыночного оборота долей, рассказал президент АДМ. Первым препятствием является то, что в отличие от большинства развитых зарубежных правопорядков в российском законодательстве не создана система стабильных вещных прав на природные ресурсы. «Природные объекты не определены достаточно четко в качестве объектов гражданских прав. По мнению скептиков, установление принципов оборота долей через соответствующие поправки в отраслевой закон приведет к распылению законодательного усилия. Они рекомендуют увязать эту работу с общей переделкой Земельного, Лесного, Водного кодексов, закона о недрах и иного законодательства о природных ресурсах. Однако они согласны с тем, что будет логичным прописать несколько базовых моделей, которые можно «подстраивать» под потребности использования природного ресурса. Право на вылов водных биоресурсов – это одна из базовых моделей в сфере вещных прав на природные ресурсы», – пояснил Герман Зверев. В связи с этим он заявил о неприемлемости «раздергивания» Федерального закона «О рыболовстве…». Так, по мнению президента Ассоциации добытчиков минтая, «законопроект о спортивно-любительском рыболовстве – это вирус, который угрожает молодому организму».
«Закону о рыболовстве от роду всего семь лет, за 2004 – 2010 гг. этот закон вобрал в себя нормы, рассыпанные по разным законодательным актам, он установил базовую модель в сфере вещных прав на водные биоресурсы. А сейчас эту базовую модель хотят «распотрошить», – пояснил РИА Fishnews.ru Герман Зверев. Такое «раздергивание» базового закона выбивает почву из-под ключевого тезиса – вещное право на рыбные ресурсы носит возмездный характер, бесплатных природных ресурсов не существует. Стоит сделать такое допущение для одного из видов рыболовства, и во всей базовой модели будет пробита брешь. Реализация идеи залога долей возможна только на основе действующего закона о рыболовстве, подчеркнул президент АДМ.
Второе препятствие: на сегодняшний день с бухгалтерской точки зрения доля квоты не существует. Расходы на ее приобретение учитываются в бухгалтерском балансе, но не в отчете о прибылях и убытках, Баланс видит квоты, но они не отнесены ни к одному из существующих видов активов, поэтому пользователь финансовой отчетности не видит, как квота создает прибыль. Положение о бухгалтерском учете, утвержденное Минфином в 2007 г. имеет семь критериев отнесения к нематериальному активу. По мнению авторов международных стандартов финансовой отчетности, квота является именно нематериальным активом. «На сегодняшний день доля квоты соответствует пяти признакам понятия нематериального актива из семи, которые установлены Положением о бухгалтерском учете. Нам необходимо принять несколько документов, которые дадут вот эти два недостающих признака, и таким образом доля квоты сможет быть признанной нематериальным активом», – сформулировал решение проблемы президент АДМ. Ассоциация уже подготовила один из таких документов – «Методические рекомендации по оценке стоимости долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов».
По словам Германа Зверева, нужно внимательно изучить зарубежный опыт рыночного оборота долей. Во всех странах, отметил президент АДМ, свободным этот оборот может быть назван с определенной условностью. Так, в Исландии все сделки с квотами разрешены только на специальной бирже.
Руководитель Росрыболовства поблагодарил Ассоциацию добытчиков минтая за подготовленные методические рекомендации по оценке стоимости долей. Глава отрасли согласился с необходимостью тщательного изучения мирового опыта и опасностью «раздергивания» базового закона о рыболовстве.
РИА Fishnews.ru