Общественность против браконьеров
Численность инспекторов рыбоохраны оставляет желать лучшего: службу на водоемах в настоящее время несут около 2 тыс. человек. До 2004 г. то же количество рек, озер и водохранилищ патрулировало почти втрое больше штатных сотрудников теруправлений.
«Действительно нас мало – у нас чуть больше двух тысяч инспекторов», – посетовал на пресс-конференции руководитель Росрыболовства Андрей Крайний. Трудности системы рыбоохраны играют на руку браконьерам. Налаженный их стараниями нелегальный вылов водных ресурсов приводит к подрыву популяций или даже полному исчезновению многих видов рыб. В некоторых регионах такие рыболовы сильно осложняют жизнь законопослушным предприятиям.
«Браконьеры подрывают деятельность нормальных легитимных хозяйственных организаций. Рыбколхозы и рыбаки, которые работают на Байкале, не в состоянии конкурировать по цене с браконьерами, которые таких издержек не несут, налоги не платят и т.д.», – рассказал Андрей Крайний.
Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, согласно данным официальной статистики, в 2010 г. органы рыбоохраны в целом по стране выявили 152 965 нарушений законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Сумма наложенных административных штрафов превысила 196 млн. рублей. Благодаря соглашению с Федеральной службой судебных приставов реально удалось взыскать три четверти этой суммы, которые поступили в бюджеты разных уровней.
Глава Росрыболовства отметил, что работа по охране рыбных запасов по-прежнему остается опасной. «У нас в прошлом году 1 человек погиб, 8 случаев обстрелов наших инспекторов, 12 случаев применения холодного оружия – с ножами бросаются. Поэтому мы очень ждем закона об усилении ответственности за браконьерство», – заявил он.
Помимо усиления нормативно-правовой базы помочь сотрудникам Росрыболовства должен институт общественных инспекторов. «У нас сегодня есть 1935 общественных инспекторов, – привел конкретные цифры Андрей Крайний. – Мы хотим, чтобы в среднем на каждого нашего инспектора приходилось по два-три инспектора из рядов общественности. Естественно мы не хотим увеличивать их число просто так: к каждому очень внимательно подходим, чтобы человек не получал удостоверение для неких противоправных действий или прикрывал свое собственное браконьерство».
По мнению руководителя ФАР, в будущем вполне реально довести численность общественников до 3-3,5 тыс. человек. Общественные инспекторы, как правило, отлично знают местные условия и специфику незаконного промысла в том или ином водоеме и оказывают существенную помощь как при осуществлении плановой работы по охране ВБР, так и при проведении спецопераций, в том числе межведомственных.
Не остаются в стороне и рыбопромышленники. Предприятия, получившие в пользование рыбопромысловые участки на длительный срок, сами информируют теруправления Росрыболовства о подозрительной активности любителей незаконной рыбалки в районах промысла. «В отличие от браконьеров им не плевать, что будет завтра с рекой, – объяснил мотивы бизнеса Андрей Крайний. – Как только вопрос «Чье это?» урегулирован, тут же появляется интерес помогать. А есть люди, которые помогают, просто потому что считают невозможным стоять в стороне».
РИА Fishnews.ru