Рыбные надежды Янтарного края
На сегодняшний день океаническим промыслом занимаются 11 рыбодобывающий компаний Калининградской области. В основном они работают в районах, расположенных недалеко от российских портов.
Суда осуществляют промысел в северной Атлантике – ближайший порт Мурманск, центральной и восточной Атлантике (районы Марокко и Мавритании) – ближайший порт Калининград. По итогам прошлого года рыбаки выловили 223 тыс. тонн. И это неплохой результат с учетом того, что рыбопромышленным компаниям в районе Северо-Восточной Атлантики было выделена квота в размере 195,6 тыс. тонн. Дефицит ресурсов российские суда покрывали за счет работы в исключительных экономических зонах Марокко, Мавритании, Сенегала, причем на коммерческой основе, то есть приобретая лицензии на право лова. Поэтому рыбаков не могут не тревожить нарастающие ограничения доступа к сырьевым ресурсам.
«В рыболовной политике Евросоюза наметились устойчивые тенденции на сокращение промышленных квот на добычу в зонах иностранных государств и международных конвенционных районах. К примеру, региональные промышленные квоты в этих районах в 2011 г. уменьшены более чем на 45 тыс. тонн по сравнению с 2010 г.», – обрисовал ситуацию руководитель агентства по рыболовству и развитию рыбохозяйственного комплекса Калининградской области Сергей Ершов.
Увеличение объемов добычи возможно только за счет расширения районов промысла, однако громкие заявления руководства отрасли о необходимости возвращения в Мировой океан в Калининграде воспринимают со смешанным чувством, делится наблюдениями корреспондент газеты «Fishnews Дайджест». Дает о себе знать проблема старения флота.
– Зафиксировать российский флаг в тех районах, где это еще возможно, – это задача государства. Частные компании интересует в первую очередь рентабельность. Чтобы развернуть бизнес в сторону расширения районов промысла, нужно четко показать, что он будет иметь. Пока же от государства таких решений не прозвучало, – считает председатель Союза рыбаков Запада Эрнст Смелов.
Чтобы идти в отдаленные районы Мирового океана, одного нового флота мало. Доставка в район промысла снабжения, топлива и горюче-смазочных материалов, промыслового снаряжения требуют значительных затрат. Кроме того, нужно как-то организовать вывоз продукции и найти на нее покупателя, который даст цену, способную покрыть все расходы. Привезенная в российские порты рыба станет поистине «золотой», а уж никак не «народной».
Напрямую связан с дефицитом новых судов и кадровый вопрос. По мнению ректора Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота Владимира Волкогона, выпускники морских колледжей и вузов не идут сегодня в рыбную отрасль в первую очередь из-за отсутствия перспектив роста. Мало судов – малая потребность в специалистах. Часть выпускников ищет работу за рубежом – с более высокими заработками и более цивилизованными условия труда, а часть навсегда порывает с морем.
Если океаническое рыболовство в Калининградской области несмотря на массу проблем постепенно развивается и в принципе уверенно смотрит в будущее, то о прибрежном промысле того же сказать нельзя. Сырьевые ресурсы для местных рыбаков ограничены небольшой акваторией Балтики и двумя заливами. Промысел в Балтийском море осуществляют 43 пользователя, еще 33 организации работают в Куршском заливе и столько же – в Калининградском, в сумме на них зарегистрировано 92 единицы малотоннажного маломерного флота. Общий вылов в 2010 г. составил всего 27,1 тыс. тонн. При этом основу прибрежных квот составляют низкорентабельные виды.
Хотя уловы «прибрежки» целиком идут на берег, обеспечить в достаточной мере загрузку почти четырех десятков рыбоперерабатывающих береговых предприятий они не в состоянии. Переработчики выходят из положения закупая сырье за рубежом. Низкая отраслевая кооперация с рыбодобывающими компаниями и, как следствие, высокая зависимость от сторонних, иностранных поставщиков остается «слабым» местом многих перерабатывающих предприятий.
Главным же вопросом, который волнует рыбопромышленников и представителей других сфер экономики Калининградской области, связан с ныне действующим Федеральным законом от 10 января 2006 г. № 16 «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Он предусматривает, что в отношении юридических лиц, осуществлявших свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 22 января 1996 г. № 13 «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», в течение десяти лет действует переходный период таможенного режима свободной таможенной зоны.
На сегодняшний день на предприятиях только рыбной отрасли, которые попадают под статус ОЭЗ, трудится свыше 10 тыс. человек и сейчас они фактически находятся в подвешенном состоянии.
Местные власти это вроде бы понимают, а потому сконцентрированы на подготовке нового федерального закона о Калининградской области, который призван определить экономические условия в регионе на десятилетия вперед.
Полный текст читайте в разделе «Крупным планом» на сайте РИА Fishnews.ru.