Проблема низких уловов потребует комплексного решения
Заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов провел совещание по проблемам сокращения вылова рыбы в Азово-Черноморском бассейне. Одной из причин падения объемов добычи названо неудовлетворительное состояние портовой инфраструктуры.
Данные научных исследований указывают на значительный рост запасов азовской хамсы в последние три года, кроме того, довольно велики запасы шпрота и тюльки. Себестоимость продукции из этих видов мелких сельдевых в настоящее время одна из самых низких в рыбном сегменте. Так, средняя стоимость килограмма сырца составляет всего 4-6 рублей. При этом потенциальные возможности промысла позволяют увеличить вылов в 4-5 раз.
Запас азовской хамсы на осень 2011 г., по оценкам специалистов, составляет от 540 тыс. тонн до 700 тыс. тонн, что позволяет изымать более 100 тыс. тонн в год. Объемы вылова шпрота и тюльки могут достигать 20 тыс. тонн и 70 тыс. тонн соответственно. При этом на практике ежегодно рыбаки осваивают суммарно всех видов 20-30 тыс. тонн. Таким образом, потенциально можно в 5 раз увеличить вылов по бассейну, обеспечив дешевым пищевым и техническим рыбным сырьем не только береговые предприятия, но и перерабатывающие фабрики в центральной части России.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в центре общественных связей Росрыболовства, рост объемов добычи ограничивается сравнительно высокой затратностью промысла, отсутствием инфраструктуры и главное – низким спросом на продукцию из массовых видов. Это является следствием в целом деградации инфраструктуры рыбного хозяйства и разделением комплекса на кустарные, не связанные друг с другом мелкие предприятия по добыче, транспортировке и переработке рыбы. На совещании было отмечено, что рыбохозяйственный комплекс Российской Федерации в Азово-Черноморском бассейне при переходе от плановой к рыночной экономике подвергся дроблению и разрушению ключевых элементов инфраструктуры (порты, флот, рыбоприемка, рыбопереработка). В результате на современном этапе предприятия в основном исчерпали внутренние резервы экономического роста и возможности материально-технической базы, что в дальнейшем будет вести к снижению вылова водных биоресурсов и производства продукции из них.
Количество российских рыбных портов и рыбоприемных пунктов на побережье Азовского моря за двадцать лет, с 1989 по 2009 гг., сократилось в 3 раза, а на побережье Черного моря – в 3,5 раза. Как следствие, существенно выросли затраты на доставку уловов из мест промысла к береговым базам. Стремительно стареет рыбопромысловый флот, количество судов сокращается.
Участники совещания пришли к выводу, что даже появление современных добывающих судов на бассейне не исправит ситуацию из-за отсутствия мест базирования и сдачи рыбы. Сильно препятствуют рыболовству и многочисленные административные барьеры. Одним из последних является ограничение на выход в море и возвращение судов, занимающихся прибрежным рыболовством, в темное время суток.
По итогам совещания был сформулирован ряд поручений, включающих проработку вопросов по местам возможного строительства портов для судов прибрежного лова, подготовке предложений по внесению изменений в Правила рыболовства, а также по возможностям субсидирования рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий. После анализа всех предложений материалы решено направить для рассмотрения на Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса.
РИА Fishnews.ru