Компьютерная «логика» чревата непредвиденными расходами
Прошло три года с момента вступления в силу постановления об обязательной доставке рыбопродукции на таможенную территорию РФ. Однако практика оформления судов и грузов по-прежнему вызывает беспокойство у судовладельцев.
Как пояснил РИА Fishnews.ru исполнительный директор ООО «Дальрифер» Дмитрий Веселов, основной результат этого нововведения – значительный рост затрат судовладельцев и снижение рентабельности флота. Вызвано это увеличением рейсооборота (на 5-7 дней), необходимостью уплаты портовых сборов и т. д. «Основная путина проходит в осенне-зимний период. То есть погода в это время практически всегда неблагоприятная, в связи с чем редко удается на рейде пройти процедуру оформления груза. Приходится выискивать где-то причалы, швартоваться, чтобы ускорить оформление. Когда мы становимся к причалу, то весь процесс занимает сутки или двое, если не обнаружатся какие-либо проблемы с оформлением груза», – рассказал собеседник информагентства.
По словам Дмитрия Веселова, практически никто не укладывается в отведенные законодательством на оформление три часа. Успеть в срок возможно лишь в том случае, если судно загружено однородной продукцией одного производителя, чего практически не бывает в реальной жизни. Но и при оптимальном сценарии могут возникнуть так называемые «риски» при импорте и экспорте груза, которые приводят к частичному досмотру, что достаточно затратно для грузовладельцев и перевозчиков.
«Вы, наверное, в курсе того, что последние два года таможенное оформление рыбопродукции осуществляется по системе, когда компьютерная программа сама определяет, кому выпускать декларацию, а у кого проводить досмотр. Поэтому мы с замиранием сердца ждем возможных неприятностей, когда судно, не дай бог, подходит на выходные или праздники. Потому что если по какому-то производителю, чья продукция находится на судне, выпадает такой риск, то судно с грузом будет вынуждено простаивать, а компания нести убытки», – пояснил Дмитрий Веселов.
Подобный случай произошел и с судном «Дальрифер»: «Капитан Пряха», пришедший во Владивосток накануне праздника, задержался в порту на лишних четверо суток. Непредвиденные расходы понесли и грузополучатели, которые в расчетное время подогнали подвижной состав для выгрузки.
Данная программа действует в русле антикоррупционной борьбы: в соответствии с ведомственной инструкцией грузовую таможенную декларацию может распечатать только машина. «В случае каких-то недочетов в декларировании решение компьютера отменить никто не может, человеческий фактор исключается, – отметил исполнительный директор судоходной компании. – В остальном в принципе работа по оформлению судов отладилась».
РИА Fishnews.ru