Казахский транзит
Преимуществами Таможенного союза пользуются не только добросовестные участники ВЭД. Под видом транзитного груза, предназначенного для Казахстана, на российский рынок попадает некачественная рыба из стран юго-восточной Азии и Европы.
В настоящее время отмечается рост поставок мороженого филе транзитом через территорию Российской Федерации и Белоруссии в Казахстан. В товаросопроводительной документации в качестве производителя указан зарубежный завод, наделенный правом экспорта в Россию. Допустим, рыба приходит в любой пункт пропуска на российской или белорусской границе, затем едет в Казахстан, проходит там ветеринарный контроль таможенное оформление и возвращается обратно в Россию. Какие экономические преимущества собирается извлечь из этих, казалось бы, бессмысленных перевозок владелец груза?
Если предположить, что казахский заказчик после получения товара желает совершенно законным образом реализовать эту продукцию на российском рынке, то сразу возникает вопрос: за счет чего он думает окупить такую странную логистическую схему. Интерес вызывает и заявленная таможенная стоимость рыбопродукции, которая оказывается значительно ниже реальной стоимости аналогичного товара, официально ввозимого по прямым контрактам между зарубежными и российскими поставщиками.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка, в период с января по октябрь 2011 г. казахстанскими импортерами заявлена таможенная стоимость, например, мороженого филе пангасиуса в диапазоне от 0,5 до 1 доллара. Общий объем ввезенного филе составил около 4 тыс. тонн, содержание глазури не соответствовало маркировке и значительно превышало допустимую норму, В то же время средняя контрактная стоимость филе пангасиуса с содержанием глазури 5% при официальных поставках составляла от 2,4 до 2,6 доллара за килограмм.
«Имеются основания полагать, что товарный и документальный поток после ввоза на территорию России и Белоруссии разделяются, – говорит исполнительный директор Ассоциации Роман Костак. – Низкая стоимость товара, географически сложная и финансово затратная логистика указывают на возможность «ложного транзита» рыбопродукции и операций по ветеринарному и таможенному оформлению без фактической доставки товаров в ветеринарные и таможенные органы Республики Казахстан. Ввезенный объем рыбопродукции из юго-восточной Азии значительно превышает потребности казахского рынка. Очевидно, что работает устойчивый канал в нарушение всех экономических законов».
Уровень таможенного администрирования в странах Таможенного союза по-прежнему отличается, несмотря на отмену контроля на общей границе. В отличие от российской практики, в системе таможенного контроля Республики Казахстан нет системы управления рисками, а значит не отслеживается минимальная контрактная цена на ту или иную категорию рыбопродукции, страна происхождения товаров. Пользуясь этой лазейкой, недобросовестные компании заявляют заниженную таможенную стоимость для рыбы, направляемой в режиме транзита в Казахстан.
На самом деле эта продукция не доходит до таможни пункта назначения. В результате договоренности коммерсантов с нечистыми на руку госслужащими, туда и обратно путешествуют только документы. А чуть позже эта рыба всплывает на рынках Москвы и Санкт-Петербурга, для которых судя по маркировке и ветеринарным сертификатам и предназначалась изначально, и предлагается к реализации по весьма низкой цене.
Поставить заслон на пути «серых» схем поставки рыбопродукции на российский рынок можно только путем совершенствования практики таможенного оформления Таможенного союза. Занижение таможенной стоимости приводит к потерям для бюджета России в виде недобора таможенных пошлин и налогов. Идет переориентация товарных потоков, и не только по рыбе, поскольку недобросовестные участники ВЭД выбирают варианты, связанные с более мягким контролем, а значит и меньшим риском для своей незаконной деятельности.
Кроме того, качество рыбной продукции, поступающей по таким каналам, вызывает большие сомнения. Кем выданы сертификаты на эту рыбу, если ветеринарным властям при ввозе в страну она не предъявлялась? Кто на самом деле ее производитель и почему он продает свой товар по такой низкой цене? Поручиться за безопасности такого филе для здоровья потребителей не может никто.
«Мы считаем необходимым усиление контроля непосредственно в пунктах пропуска. Поскольку очевидно эффективнее контролировать ввоз рыбопродукции, параметры ее качества и безопасности в местах ввоза, чем потом искать эту продукцию на складах, оптовых рынках, ярмарках выходного дня и т.д. Мы выступали неоднократно с такими предложениями, но, к сожалению, они пока не поддержаны, – отметил Роман Костак. – Между тем, подобная схема начинает применяться и в отношении красной рыбы, произведенной норвежскими предприятиями. Если в России таможенная стоимость лосося из Норвегии составляет 4-6 долларов за килограмм, то при транзите в Казахстан он декларируется в районе 1 доллара. Объем таких поставок пока еще не велик, по сравнению с потоком мороженный рыбы из ЮВА, но уже вызывает определенные опасения. В первую очередь, это опять же потери бюджета из-за такого занижения стоимости. Извлеченная незаконная прибыль оседает в карманах рыбных дельцов».
«Казахстан вступил в ВТО на более либеральных условиях, чем Россия, поэтому возникает «зазор» между таможенно-тарифными правилами России и Казахстана, – считает председатель Подкомиссии по рыбному хозяйству и аквакультуре РСПП Герман Зверев. – Процедуры Таможенного союза не вполне позволяют справиться с этим. На следующей неделе наша подкомиссия предложит вариант решения проблемы на конференции «Роль промышленности в формировании системы технического регулирования Единого экономического пространства». Замалчивать рост некачественного импорта в Россию нельзя, мы уже работаем с Минэкономразвития и соответствующими департаментами секретариата Комиссии Таможенного союза».
РИА Fishnews.ru