Новости

Техническое регулирование – путь к оздоровлению рыбного рынка

Создание Таможенного союза и вступление России в ВТО привели к тому, что прежние требования к пищевым продуктам постепенно вытесняются наднациональными нормами, в которых зачастую во главу угла вместо здоровья граждан ставятся экономические издержки.

К таким выводам пришли участники международной конференции «Роль промышленности в формировании системы технического регулирования Единого экономического пространства», проводимой РСПП в рамках недели российского бизнеса.

Вопросы санитарного контроля также попадают в сферу технического регулирования. Говоря о переходе от Таможенного союза к Единому экономическому пространству, руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко рассказал о работе над санитарными требованиями, которые будут применяться на всей территории Таможенного союза: «Мы утвердили более 11 тыс. показателей безопасности для различных групп товаров, уже гармонизированных для Таможенного союза. Подавляющее большинство нормативов гармонизированы и с международными требованиями».

Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, Геннадий Онищенко напомнил, что параллельно в нашей стране идет еще один, не менее интересный процесс: «Мы вступаем в ВТО, где тоже идет соответствующий процессы гармонизации, причем они идут параллельно, зачастую где-то опережая друг друга, где-то отставая». «Надо готовиться к худшему: с 1 июля мы – члены ВТО, значит нам нужен и единый порядок работы, потому что не может одна из стран Таможенного союза работать в формате ВТО и при этом не учитывать, что мы не имеем внутри никаких барьеров в рамках единого географического таможенного пространства», – предупредил главный санитарный врач страны.

Он указал, что обязательства по присоединению к ВТО предполагают полный переход на международные стандарты. По сравнению с действовавшей ранее системой нормирования, которая использовала принцип недопустимости причинения вреда здоровью человека в результате использования той или иной продукции, в новой системе предполагается оценка исключительно негативного воздействия на экономику государства в связи с издержками. «Этот баланс между экономикой и безопасностью человека с точки зрения нашей ментальности выглядит достаточно цинично, но тем не менее нам придется к этому переходить», – заявил Геннадий Онищенко.

Каковы могут последствия этого перехода, на примере рыбного рынка бизнес-сообществу рассказал председатель подкомиссии по рыбному хозяйству и аквакультуре Комитета РСПП по агропромышленному комплексу Герман Зверев. По его словам, главные покупатели на мировом рыбном рынке – ЕС и США – сумели превратить свою зависимость от импорта рыбопродукции в способ управления этими поставками и сделали это с помощью стандартизации и технического регулирования.

«Они создали правила, по которым вынуждены жить рыбаки и рыбопереработчики и продавать свою продукцию. Сейчас эти правила будут интегрироваться в Россию в связи с той юридической интерференцией, которая происходит. Создание Таможенного союза, Единого экономического пространства, вступление России в ВТО создают совершенно новую ситуацию. Наднациональные нормы вламываются в те ниши, которые раньше занимали национальные нормы права, и образуется уникальная комбинация юридических организационных механизмов регулирования рыбного рынка», – пояснил докладчик.

Чем это грозит населению стран-участниц Таможенного союза? В первую очередь, притоком некачественной продукции в и без того неблагополучный в этом отношении сектор – рыбный. «По самым скромным экспертным оценкам 15% российского рыбного рынка не соответствует стандартам качества либо сопровождается недостоверной маркировкой. Это полмиллиона тонн на 2 млрд. долларов. Вот такой заповедник прибыли, в котором работают браконьеры рынка», – уверен Герман Зверев.

Техническое регулирование, по его словам, может позволить выдавить браконьеров рынка из заповедника прибыли, очистить и оздоровить рынок, если будут даны ответы на три вопроса. К ним вопросам он отнес слабость и противоречивость существующего законодательства Таможенного союза, регулирующего качество рыбной продукции; происходящее в России межведомственное противоборство за право единоличного регулирования рыбного рынка и предложения о создании особой, отличной от международной, системы контроля качества и безопасности рыбопродукции. «Вопрос: будет в России эта особая, самобытная, исключительная система, основанная на тех документах, которые не существуют в мире, создана? Если это произойдет, то вероятность того, что окно уязвимости расширится и на рынок пойдет некачественная продукция, возрастет», – высказал мнение глава подкомиссии.

Третьей проблемой является низкая активность отраслевых бизнес-объединений в сфере рыбопереработки, которые пока предпочитают со стороны наблюдать за ситуацией в сфере технического регулирования. «Нет единой модели, единой системы регулирования рыбного рынка в рамках Таможенного союза. Это означает, что весь рыбный рынок, который сейчас оценивается примерно в 20 млрд. долларов, будет подвержен тем угрозам, которыми он сейчас уже инфицирован, то есть поступлению на него некачественной, небезопасной, недостоверной рыбопродукции», – резюмировал эксперт.

«Если на те три вопроса, которые я сейчас задал, будут даны правильные ответы, то рынок ждет оздоровление. Как понять, правильные были ответы или неправильные? Очень просто. Если через пять лет большой рыбный рынок Таможенного союза, а по нашим оценкам он составит порядка 50 млрд. долларов, будет иметь ту же долю некачественной рыбной продукции, что и сейчас (а оцениваться она будет уже не в 2, а в 5 млрд. долларов), значит ответы были неправильными», – заявил Герман Зверев.

В завершении выступления он озвучил ряд предложений для внесения в проект резолюции конференции, касающихся реконструкции и переписывания документов Таможенного союза, признания Россией международных норм и процедур контроля качества и безопасности и создания механизма взаимодействия отраслевых объединений.

РИА Fishnews.ru

НазадМетки: РСППаквакультурароспотребнадзорсша
Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29