Безопасный подход
В свете приближающегося вступления России в ВТО эксперты проанализировали зарубежный опыт по защите внутреннего рынка от некачественной и небезопасной рыбопродукции импортного происхождения.
Помимо видимых преимуществ членство в ВТО влечет за собой принятие странами-участниками определенных обязательств, запрещающих дискриминацию или скрытое ограничение международной торговли. Но как в этом случае обеспечить защиту внутреннего рынка от низкокачественных, зато дешевых импортных товаров, особенно если речь идет о пищевой продукции, ведь от этого напрямую зависит продовольственная безопасность страны?
Во многих странах роль своеобразного фильтра берут на себя национальные системы санитарно-ветеринарного контроля, которые устанавливают особые требования страны-импортера к качеству и безопасности рыбной продукции. В соответствии с правилами ВТО они должны основываться на международных стандартах, руководствах и рекомендациях.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка, в настоящее время применяются два основных подхода к оценке состояния процессов производства и безопасности готовой продукции из водных биологических ресурсов импортного происхождения.
В первом случае эту оценку дает компетентный орган страны-экспортера. Он же составляет списки предприятий, удовлетворяющих требованиям страны-импортера. Самостоятельно оценивая производственные процессы, национальные компетентные органы обязаны дополнительно гарантировать, что деятельность предприятия в части качества и безопасности соответствует ветеринарно-санитарным требованиям страны импортера.
В качестве отрицательного момента такого принципа можно отметить, что иногда система контроля качества выпускаемой на экспорт продукции в ряде стран осуществляется формально. Решая государственную задачу протекционизма национальных производителей, получения валютной выручки (особенно актуально для КНР и СРВ), стимулирования экспорта, иностранные власти применяют «мягкий» подход к вопросу качества и безопасности вывозимых за пределы страны продовольственных товаров. Рыба и морепродукты не являются здесь исключением.
Проверка соответствия ветеринарных документов фактическому состоянию экспортируемого в Россию груза зачастую осуществляется национальными компетентными органами поверхностно и строится на полном доверии к информации, предоставляемой заинтересованным производителем. При этом в соответствии с российским законодательством в случае выявления недоброкачественности рыбной продукции при ее ввозе в страну именно импортеры несут административную ответственность и финансовые убытки.
На принципе делегирования полномочий за соблюдением норм по выпуску безопасной продукции из ВБР компетентному органу страны, с территории которой осуществляется импорт, организован контроль в Европейском союзе. Для поставок рыбы и морепродуктов в ЕС предприятию необходимо пройти регистрацию в компетентном органе своей страны и попасть в список компаний, которым разрешен импорт продукции из водных биоресурсов на территорию Евросоюза. Кроме того, каждая партия продукции должна сопровождаться сертификатом здоровья, выдаваемым компетентным органом страны-экспортера.
При другом подходе право на поставку продукции из водных биоресурсов предоставляется по итогам оценки ветеринарно-санитарного состояния производства конкретного предприятия, которую проводит инспекционная группа соответствующего ведомства страны-импортера. Такой принцип контроля за импортом рыбопродукции реализуется в США. Иностранный экспортер должен зарегистрироваться в Управлении по надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) и получить сертификат соответствия. Кроме того, по отношению к некоторым странам применяются дополнительные меры предосторожности. Например в случае с китайской продукцией каждая партия проходит дополнительные лабораторные исследования на территории КНР, но в соответствии с нормами и стандартами США.
В свою очередь Китай, являющийся крупнейшим в мире поставщиком готовой рыбопродукции и крупнейшим импортером сырья из водных биологических ресурсов, использует интересный механизм контроля за качеством рыбного импорта, отмечается в докладе Ассоциации. Ориентация китайских заводов на рынки стран, предъявляющих высокие требования к импортной продукции, вынуждает КНР применять жесткие требования к рыбному сырью, поступающему для дальнейшей переработки.
Поставки продукции из водных биоресурсов в Китай возможны только после регистрации предприятия в Государственной администрации по надзору за качеством, проверке и карантину (AQSIQ) по представлению компетентного органа страны-экспортера. Причем отдельные предприятия и суда проверяются инспекционными группами AQSIQ. Для каждой партии продукции также требуется сертификат здоровья.
Некоторые страны-импортеры выдвигают дополнительные требования по подтверждению внедрения систем контроля качества и безопасности на предприятиях, экспортирующих продукцию из водных биоресурсов. Подобные гарантии могут быть предоставлены в виде сертификатов, подтверждающих факт внедрения и использования на производстве системы контроля HASSP.
РИА Fishnews.ru