Новострой не по карману
В заключительный день международного форума «Морская индустрия России» на круглом столе обсуждались вопросы обновления и модернизации рыбопромыслового флота.
Дискуссии на тему рыболовного судостроения становятся хорошей традицией форума «Морская индустрия России», заметил один из модераторов круглого стола, начальник управления флота, портов и мониторинга Федерального агентства по рыболовству Андрей Козлов. Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, в этом году на круглом столе присутствовало гораздо больше рыбаков, что лишний раз подтвердило актуальность проблемы обновления флота и желание бизнес-сообщества наконец-то прийти к определенным решениям.
Если раньше дело ограничивалось одними разговорами, то недавно появились признаки того, что проблема все-таки сдвинулась с мертвой точки. Так, 23 мая в Ленинградской области на заводе «Пелла» состоялась торжественная закладка нового судна ярусного лова, ставшая, по выражению Андрея Козлова, «отправной точкой рыболовного судостроения в Российской Федерации». Впрочем, он тут же поправился: «Посмотрим, насколько она будет отправной». Пока в планах руководства завода уже к концу года сдать судно заказчику.
Новый ярусолов – типичный представитель среднетоннажных судов, которые, как следует из доклада главного инженера ОАО «Гипрорыбфлот» Виктора Красавцева, на сегодняшний день наиболее востребованы российскими рыбаками. Покупка, а тем более постройка большого пелагического траулера рядовому предприятию не по карману, а вернее, не по квоте. Такую роскошь в нашей стране могут себе позволить не более десятка рыбодобывающих компаний.
Впрочем, несмотря на пугающие темпы старения флота, особенно обрабатывающего, по расчетам ученых, его производственный потенциал по-прежнему превышает допустимые объемы вылова в российской экономзоне. Причем на Дальнем Востоке переизбыток промысловых мощностей позволит еще долго поддерживать приемлемый уровень освоения квот, а реальный дефицит флота скорее грозит европейскому региону.
«В нынешних условиях экономически более выгодным остается приобретение дешевых судов, бывших в эксплуатации, – констатировал Виктор Красавцев. – Мы не ратуем за «секонд-хенд», мы констатируем факт, что в сегодняшних условиях для судовладельца средней руки выгоднее брать «секонд-хенд», чем вкладываться в строительство нового судна».
Как ни странно, научно-исследовательские институты этот фактор не учитывают и раз за разом предлагают рыбакам проекты крупнотоннажных, быстроходных, высокотехнологичных и безнадежно дорогих плавучих фабрик. Именно таким оказался концептуальный проект современного рыбопромыслового судна класса БМРТ для лова и переработки мезопелагических видов рыб, представленный на круглом столе главным конструктором проектов ЦКБ «Балтсудопроект», ФГУП «ЦНИИ им. А.Н. Крылова» Виктором Максимовым.
К этому во многих отношениях замечательному траулеру рыбацкая аудитория отнеслась без энтузиазма. Поскольку заявленная стоимость его строительства – порядка 3 млрд. рублей – сочеталась с отсутствием у разработчиков хотя бы приблизительных данных о рынке сбыта для выпускаемой продукции – белкового гидролизата – и ее возможной цене. В таких условиях говорить о сроках окупаемости сложно. Так, может быть, за государственные деньги, выделенные в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники», стоило спроектировать что-нибудь попроще?
В рамках круглого стола слово получили и судостроители. Представители калининградского проекта «Западная верфь» рассказали о планах по созданию в регионе предприятия мирового уровня, способного строить современные рыболовные суда по конкурентным ценам. Опытом строительства рыбопромысловых судов по зарубежным проектам для иностранных заказчиков поделился Ярославский судостроительный завод. А норвежская компания Rolls-Roys Marine порадовала известием о расширении штата сервисных инженеров в филиалах в Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке.
РИА Fishnews.ru