Проблем с ретейлом меньше не становится
Несмотря на выход закона о торговле, товаропроизводителям по-прежнему приходится платить «вознаграждения» сетевым магазинам за место на прилавке и оттягивать сроки расчета за продукцию не в свою пользу.
Один из наиболее привлекательных товаров в глазах покупателей – свежая рыба, но даже в столице ее встретишь далеко не в каждом супермаркете. Казалось бы, имеющийся спрос способен обеспечить немногочисленных на сегодняшний день отечественных рыбоводов стабильной прибылью, однако на деле ситуация складывается иначе.
Как рассказал РИА Fishnews.ru Андрей Семенов, директор Бисеровского рыбокомбината, расположенного в Ногинском районе Московской области, близость к мегаполису, с одной стороны, облегчает реализацию продукции. «В Москве мы работаем с торговыми сетями типа «Ашан», «Глобал», «Перекресток» и т.д. Мы поставляем им выращенную рыбу двух видов: живую и охлажденную во льду в пенопропиленовых коробах, тогда ее можно держать в витрине со льдом до десяти дней. Минимальная партия живой рыбы составляет 50 кг и выше, а продукции – в зависимости от суммы», – обрисовал картину директор рыбхоза.
С другой стороны, как и у многих сельхозпроизводителей, отношения с ретейлерами у рыбокомбината складываются непросто. «В 2009 году мы заплатили сетевым магазинам за право продажи нашей продукции больше 12 млн. рублей в виде скидок, бонусов, поздравлений и прочего премиального сегмента. После выхода в свет закона о торговле аппетиты сетей немножко поумерились, но по-прежнему эти выплаты для нас весьма ощутимы.
Отдельный вопрос по отсрочке – она достигает десяти банковских дней по живой рыбе и тридцати дней по продукции коптильного цеха. У нас дебиторская задолженность за торговлей колеблется в зависимости от сезона от 5 до 12 млн. рублей. Фактически, мы кредитуем торговлю. Только если банку мы платим за то, что мы его деньгами пользуемся, то торговым сетям мы платим за то, что они нашими деньгами пользуются и продают нашу продукцию», – отмечает Андрей Семенов.
Получается, что взаимоотношения менеджеров торговых сетей с поставщиками по-прежнему определяются не качеством продукции, а ценой. А поскольку московский рынок привлекает всех, конкурировать на этом поле приходится не только с местными производителями, но и с поставщиками из других регионов, как близлежащих – Рязань, Тула, Воронеж, Тамбов, так и отдаленных – Белгород, Краснодар, Ставрополь, Ростов и т.д. В силу разного уровня жизни и доходов населения они могут предложить более дешевую рыбу, чем подмосковные хозяйства.
Еще больше сложностей, по словам собеседника информагентства, возникает с реализацией продукции цеха переработки. Постоянно дорожающее сырье, рост налогов и коммунальных платежей тянет вверх себестоимость продукции, что не устраивает сетевые магазины. «Например, в договоре они прописывают возможность поднять цену не чаще, чем раз в три месяца и не более чем на 5%. Причем на рассмотрение новой цены берут еще 30 дней. Что такое 5%, если за полгода цены на сырье подскочили почти вдвое? А электроэнергия, а корма, а топливо, а налоги? Проблема в том, что политика нашей компании нацелена на выпуск качественной продукции, а сэкономить без ущерба для качества невозможно», – уверен директор Бисеровского рыбокомбината.
РИА Fishnews.ru