Новости
Олег БРАТУХИН

Минпромторг подготовил программу провала

Новая программа развития судостроения до 2030 г., как и прежняя стратегия от Минпромторга, не только не будет выполнена, но и нанесет непоправимый вред развитию и судостроительной, и рыбной отраслей, уверен эксперт в области судостроения Олег Братухин.

В России практически нет гражданского судостроения и полностью отсутствует сегмент строительства сложных специализированных судов – вершины гражданского судостроения, констатирует председатель совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания», ЗАО «Морская инженерная компания» Олег Братухин. Поэтому, полагает он, следует говорить не о развитии отечественного судостроения, а о его создании , «особенно когда мы говорим об узком высокотехнологичном секторе строительства самой сложной гражданской техники, к которой относятся и рыболовные суда».

- В связи с тем, что практически все суда на российских верфях строятся по проектам зарубежных КБ, а производство основных видов судового оборудования в стране отсутствует, можно констатировать следующее: российское судостроение занимается фактически строительством корпусов и монтажом на них импортного оборудования.

Сегодня наша судостроительная отрасль не просто не конкурентна, она осталась практически в позапрошлом веке: ведь удельная трудоемкость ее производства в 3-5 раз выше, чем за рубежом, а продолжительность постройки судов в 2-2,5 раза больше. Это характеристика отрасли, которая дана в «Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» (утверждена 6 сентября 2007 года). Если к этим данным приплюсовать высокую стоимость долгосрочных российских заемных средств для покупателя и использование лизинговой схемы приобретения рыболовных судов, то общая стоимость российского рыболовного судостроительного проекта будет выше зарубежного аналога на 70-80-100%, - обрисовал ситуацию собеседник РИА Fishnews.ru.

По словам эксперта, сегодня не более десятка судостроительных предприятий в России занимаются граждански флотом: «Адмиралтейские верфи», «Красное Сормово», «Окская верфь», «Выборгский судостроительный завод», «Ленинградский судостроительный завод «Пелла», «Балтийский завод», «Онежский судостроительный завод», «Ярославский судостроительный завод», «Невский судостроительно-судоремонтный завод». Это те верфи, которые еще строят хотя бы несколько судов в год на одно построечное место: главным образом, продуктовозы, танкеры высоких ледовых классов, ледоколы, среднетоннажные сухогрузные и наливные суда и буксиры. «Суммарно же наш общий объем производства во много раз меньше, чем строит одна современная зарубежная верфь», - отметил Олег Братухин.

- Известно о начале строительства на заводе «Пелла» 47-метрового ярусолова и неудачной попытке ОСК, несмотря на заключение контракта в 2011 году, начать строительство корпуса 120-метрового (именно корпуса, поскольку фактическое строительство должно было быть на зарубежной верфи) траулера-завода для добычи минтая. Это крайне дорогостоящее, неоптимальное во всех отношениях, неликвидное судно, имеющее значительные риски при работе в нашей экономической зоне и не удовлетворяющее современным стандартам промысла.

Если к этому добавить морально устаревшее и физически изношенное оборудование, устаревшие технологии, отсутствие проектного менеджмента, общий дефицит профессиональных кадров, совершенно устаревшую организацию производства и технологические схемы строительства судов, то станет понятно, почему, по нашему мнению, необходимо говорить о создании нового сегмента отечественного судостроения, - привел доводы эксперт.

Пока же государственные усилия последних лет, направленные на модернизацию отрасли, не дали результата, отметил собеседник информагентства. Так, в 2011 г. Счетная палата провела проверку использования средств федерального бюджета, выделенных для развития отечественного судостроения в предыдущие годы. В рамках «Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» от 2007 г. были выделены три программных периода, ближний из которых, рассчитанный до 2010 г., закончился. Планировалось увеличить годовой объем выпуска продукции судостроения в полтора раза, должны были быть выполнены широкомасштабные работы по разработке новых технологий в сфере гражданского судостроения, разработаны конкурентоспособные перспективные проекты и т. д.

«Результат плачевный. Десятки миллиардов рублей потрачены впустую, цели не достигнуты, задачи не выполнены. Ответственность за это Счетная палата возлагает на Минпромторг, со стороны которого осуществлялся «низкий уровень контроля при использовании средств федерального бюджета». Провалив первый этап «Стратегии», Минпромторг разработал новую государственную программу развития судостроения на период с 2013 по 2030 годы, которая и была представлена на заседании Правительства Российской Федерации 8 ноября 2012 года. Именно она предусматривает разработку механизма выделения квот под строительство рыбопромысловых судов на российских верфях.

Все идет к тому, что и новая программа, как и предыдущая Стратегия развития судостроительной промышленности, не только не будет выполнена, но и нанесет непоправимый вред развитию и судостроительной, и рыбной отрасли, - уверен Олег Братухин. - Особенно если квоты будут переданы ОСК. Неконкурентоспособные предприятия, с устаревшими технологиями, оборудованием и устаревшим мышлением не смогут создать ничего конкурентоспособного».

Огромный урон при таком подходе будет нанесен и рыбной отрасли, отметил председатель совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания», ЗАО «Морская инженерная компания»: Россия остается аутсайдером среди ведущих рыболовных стран, с малой эффективностью осваивая собственные биоресурсы и гарантированно проигрывая борьбу за биоресурсы в глобальном масштабе.

РИА Fishnews.ru


НазадМетки: правительствосудостроение
Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30