Строительство флота – цель или средство достижения цели?
В вопросах обновления российского рыбопромыслового флота необходимо, прежде всего, исходить из целей увеличения эффективности использования собственных водных биоресурсов, обращает внимание эксперт в области промышленного рыболовства и судостроения Олег Братухин.
Идея «квот под киль» начала обрастать новыми подробностями. В ноябре на заседании Правительства по этому вопросу выступил с докладом глава Минпромторга Денис Мантуров, который сообщил, что в рамках развития отечественного судостроения предполагается разработать механизм выделения квот под строительство рыбопромысловых судов. Он также отметил, что эта позиция уже согласована с Минсельхозом, в ведении которого, как известно, сейчас находится рыбная отрасль. Для оценки перспектив реализации этой идеи журнал «Fishnews – Новости рыболовства» обратился в «Русскую пелагическую исследовательскую компанию» и «Морскую инженерную компанию», чьи специалисты занимаются вопросами проектирования, строительства и эксплуатации рыболовных судов.
Ответ на вопрос: нужна ли встряска в виде «квот под киль» – зависит от целей этой встряски, считает председатель совета директоров компаний Олег Братухин. «Если преследуются ближайшие цели Минпромторга – получение дополнительных заказов для «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК), то она к ним не готова, а цели обновления в интересах развития рыбной отрасли не рассматриваются, поскольку их ни Росрыболовство, ни Минсельхоз так и не сформулировали. Поэтому все закончится плачевно для обеих отраслей. При отсутствии определяющих для развития рыбной и судостроительной отраслей целей, обновление флота превратится в дорогой, потенциально коррупционноемкий передел в отрасли, едва ли нужный государству», – заявил эксперт.
В то же время, отмечает он, налицо опасный симптом тяжелой болезни рыбной отрасли – даже ведущие и наиболее мощные рыбопромышленные компании не намерены, по крайней мере до 2018 г., строить новый флот взамен спроектированного 50 лет назад. По словам Олега Братухина, российские рыбаки не смогут отменить один из принципов развития национальных экономик – деятельность, базирующаяся на национальных ресурсах, должна осуществляться национальными компаниями с использованием техники, произведенной на национальных предприятиях. В связи с этим сегодняшней своей позицией рыбопромышленники сами создают фундамент для серьезных изменений в отрасли, считает эксперт.
По мнению Олега Братухина, в вопросах обновления флота необходимо исходить исключительно и прежде всего из целей рационального использования и увеличения эффективности использования национальных биоресурсов, что невозможно сделать на существующих судах.
«Давно уже канула в лету эпоха, когда главной задачей отрасли было выловить то, что родила природа, – эти послевоенные задачи 50-60-х годов давно решены, сейчас совсем другие времена, которые мы как будто не замечаем», – констатировал председатель совета директоров «Русской пелагической исследовательской компании» и «Морской инженерной компании». В качестве примера он приводит американский промысел минтая, где с закреплением квот за компаниями выпуск продукции из единицы квот был увеличен в 1,5 раза.
Эксперт убежден: бережное, рациональное и наиболее эффективное использование биоресурсов и соответствующий переход на новые стандарты промысла – совершенно необходимая и наиглавнейшая задача. «У нас вообще нет показателей, характеризующих, насколько рационально мы используем свои ресурсы. Соответственно нет и планов по увеличению выпуска продукции за счет рационального использования квот, что, кстати, полностью противоречит «Концепции развития рыбного хозяйства России до 2020 года», где основной задачей отечественного рыболовства является именно увеличение отечественного производства рыбных товаров», – отмечает Олег Братухин.
По его словам, переход на новые стандарты промысла неизбежно приведет к необходимости создания современного поколения высокоэффективных, быстроокупаемых судов с существенным ростом объемов производства продукции, резким ростом как отраслевых показателей, так и экономических показателей самих компаний. «Нам представляется, что это и должно быть целями обновления флота», – заявил председатель совета директоров «Русской пелагической исследовательской компании» и «Морской инженерной компании».
«Постепенный, объявленный заранее (за 5-7 лет до начала) переход на новые стандарты промысла, с его организацией и контролем, создаст спрос на безусловно современные рыболовные суда, а сами стандарты не позволят появиться новым, но морально устаревшим судам, отправив в корзину многие предлагаемые сегодня проекты. И, конечно, тогда этим спросом обязано воспользоваться новое российское судостроение», – полагает он.
По словам Олега Братухина, чтобы не развивать чужое судостроение, государство может выделить небольшое количество квот каждому судну, построенному на российской верфи, что гарантирует отсутствие передела в отрасли.
По мнению эксперта, существенный спрос на продукцию отечественного судостроения может привлечь в Россию ведущие мировые компании по строительству технически сложных специализированных судов, которые обладают современными судостроительными технологиями и привыкли работать в условиях рынка. Такой шаг становится возможным в связи с развитием новых технологий и такой организации производства, которые не требуют огромных инвестиций в новые верфи, а также в связи с наблюдаемым кризисом в мировом судостроении.
Эксперт считает, что в вопросах обновления флота рыбакам, дабы избежать рисков, связанных с переделом квот, целесообразно занять конструктивную позицию, а именно – самим заявить о готовности строить современные суда, однако с совершенно определенными техническими, коммерческими и финансовыми требованиями к отечественным верфям, одновременно гарантируя государству выполнение признанных в мире стандартов промысла, главным из которых является существенное увеличение объема выпуска продукции.
– Особо хотелось бы подчеркнуть, что даже в нынешней ситуации и при имеющихся сегодня решениях многие задачи, связанные с развитием рыбной отрасли (бережное и эффективное использование собственных биоресурсов, увеличение объема выпуска продукции, увеличение объема контролируемых ресурсов, закрепление биоресурсов Мирового океана, возврат в число лидеров мирового рыболовства, инновационное обновление и формирование экономики лидерства), полностью совместимы с задачей, поставленной Правительством, – с помощью портфеля заказов создать сектор технически сложного, высокотехнологичного судостроения, – резюмировал Олег Братухин.
Текст полностью читайте в разделе «Интервью» на сайте РИА Fishnews.ru.