Порт для рыбы – специализированный или многопрофильный?
Конъюнктура рынка такова, что порт стал полноценным звеном в большой логистической цепи и его работа зависит от многих внешних факторов. Для специализированных портов это сопряжено с дополнительной задачей – сохранить отраслевой приоритет, не ограничивая себя в развитии.
Сегодня Владивосток остается важнейшим транспортным узлом Дальнего Востока России. История рыбного порта города начиналась со строительства холодильника в 1932 г., постепенно порт обрастал причалами и складскими площадями. В настоящее время «Владивостокский морской рыбный порт», который имеет в распоряжении 12 причалов, перепрофилировался на работу со всеми видами грузов – уголь, авто, навалочные грузы и т. д. Своего профильного направления – отгрузки рыбы и рыбопродукции – придерживается ООО «Дальрыбпорт», объединившее два незамерзающих специализированных порта с развитыми подъездными путями и обновленными причальными стенками: ОАО «Далькомхолод» и Холодильник № 2 в ОАО «ВМРП».
Основной показатель работы порта – это грузооборот, перевалка груза, т. е. величины, которые зависят от количества обработанного транспорта и объема выгруженной или перегруженной продукции. В советские времена рыбный порт обрабатывал порядка 1,8 млн. тонн, но и работать приходилось с малым кругом крупных предприятий – один добывал, другой занимался сбытом. Сегодня условия игры существенно поменялись, рассказала РИА Fishnews.ru генеральный директор ООО «Дальрыбпорт» Людмила Талабаева. На одном судне, приходящем с промысла, может находиться рыбопродукция, принадлежащая сразу нескольким клиентам. В результате отгружать приходится частями, причем на разные вагоны, в составы, идущие по различным направлениям. Соответственно, снижается скорость обработки каждого судна.
Год от года растет потребность в холодильных мощностях на причале, несмотря на то, что порты никогда не зарабатывали на хранении продукции. Приходящее судно с рыбой необходимо как можно быстрее разгрузить, чтобы отпустить обратно на промысел, но товар зачастую еще нужно определить на временное хранение, где он сможет спокойно дожидаться покупателя. «Далькомхолод» – крупнейший холодильник в Приморском крае, рассчитанный на единовременное хранение 20 тыс. тонн свежемороженой рыбы, однако и он к концу прошлого года оказался переполнен.
Вместе с тем строительство нового холодильника или расширение мощностей уже существующего в планы ООО «Дальрыбпорт» не входит. «Для рентабельности холодильник должен быть заполнен не менее чем на 89%. Поскольку наш основной профиль – рыбопродукция, то и жесткая привязка к периоду путин означает, что в определенные месяцы холодильник будет загружен всего на 10%», – обрисовал ситуацию заместитель генерального директора порта Дмитрий Легкий. В то же время, если делать многопрофильное предприятие, то порт может в чем-то потерять: придется менять оборудование, пытаться совместить сразу много разных направлений. «Например, наши портальные краны рассчитаны на 5 тонн каждый. Это позволяет им с высокой скоростью работать на рыбе, с поддонами по 2-3 тонны. Для обработки других видов грузов нам пришлось бы повышать грузоподъемность кранов, но в этом случае они станут неуклюжими и неповоротливыми», – пояснил представитель порта.
Так или иначе, но руководству «Дальрыбпорта» приходится искать пути решения основной проблемы, характерной для специализированных портов, – недозагруженности в межпутинный период. «В качестве перспективы для развития предприятия мы видим введение в действие собственного контейнерного терминала (строительство уже ведется), где непосредственно в рефрижераторных контейнерах грузы могли бы дожидаться своей отправки, – рассказала о работе предприятия на современном этапе Людмила Талабаева. – В межсезонье мы могли бы накапливать на этих площадях пустые контейнеры к очередному «рыбному» сезону, чтобы при необходимости использовать собственные возможности для оперативной выгрузки флота. Кроме того, параллельно с рыбой мы сможем заниматься снабжением, техникой, стройматериалами, работать на зарубежных направлениях, чтобы обеспечить занятость наших работников круглый год, и при этом не перепрофилировать основные мощности порта».
Расширил порт и возможности по приемке судов, несколько лет назад организовав работы по расчистке дна. Капитально отремонтирована и причальная линия. Завершается ремонт фасада портового холодильника, модернизация продолжается внутри здания. Открыт новый склад временного хранения, под который приобретена дополнительная техника. Сдерживающим фактором для наращивания объемов и скорости работы с грузом остается железная дорога, поэтому портовикам приходится искать и пути решения проблем с подвижным составом.
Полный текст читайте в рубрике «Крупным планом» на сайте РИА Fishnews.ru.